ХАЗАРИЯ
Пока Маслама наслаждался отдыхом в тёплой Албании, хазарам удалось собрать значительную, по количеству, армию. Среди зимы они внезапным ударом захватывают Дербент. Проделали это всего лишь тысяча удальцов из гвардии кагана. Маслама упорно не реагирует на действия хазар. И только когда весна полностью вступила в свои права, он трогается в поход на Север.
На сей раз это не просто поход, а «джихад». Вот только во главе его стоит не самый достойный «Воин Аллаха».
Когда арабы подошли к Дербенту, хазары поняли, что столь малым количеством воинов они стены города не удержат. Поэтому гвардейцы кагана приняли решение отойти в Цитадель Дербента.
Маслама даже не пробует штурмовать Цитадель. Заняв сам Дербент, он продолжает поход на Север. По дороге, соответственно, грабит, жжёт и разоряет всё, что подвернётся под руку. Он, по прежнему, уверен, что сил для отпора у Каганата нет. В том, как горько он ошибался, ему пришлось убедится в самом скором времени. Уже у города Семендера путь ему преградила громадная армия хазар.
И Маслама испугался! В ту же ночь он, не приняв боя, бежит.
Драпали «воины джехада» без остановки до самого Дербента. Только за его толстыми стенами они пришли в себя и успокоились. Так, что когда хазары подошли к Дербенту, там уже всё было готово к обороне. Арабы отбили несколько приступов и вынудили хазар перейти к осаде.
Арабы, тем временем, добыв хазарского «языка», выяснили у того, что армию ведёт сам каган. Заодно и узнали, где именно в хазарском лагере расположена каганская ставка. Выяснив столь ценные сведения арабы внезапно наносят контрудар. Направление его – ставка кагана. Арабская конница в яростной сече прорубается сквозь несколько рядов отборных хазарских воинов из Гвардии Кагана и врывается в ставку самого кагана. Но тот успевает бежать. Следом за каганом в бегство обращается и остальная армия хазар.
Что ж поделать? После действительно тяжёлых потерь в прошлые годы, хазары действительно нагребали армию буквально по сусекам. Набрали то много, но вот и воинское умение и боевой дух этой орды был крайне низок. В основном это были кочевые «харачу» — слуги кое как сбитые вокруг последнего боеспособного ядра – Гвардии.
Однако свою роль эта орда ополченцев в какой то степени сыграла. Маслама теперь и думать забыл о походе в глубь хазарских владений. Так ошеломили его эти выросшие как из под земли толпы воинов.
Он приступает к осаде Цитадели Дербента где всё ещё держат оборону тысяча хазарских удальцов. Несколько месяцев он не может ей овладеть. И вновь ему на помощь приходит измена. Маслама узнаёт от какого то доброхота дербентца, из какого источника поступает вода в Цитадель. И перекрывает хазарам воду.
Те вынуждены отступить. Однажды ночью они рывком вырываются из кольца арабов и уходят на Север, к своим.
За этот неудачный поход Масламу вновь отстраняют от командования Закавказской армией халифата. На этот раз, уже навсегда. Где и как он закончил свою жизнь, мне неизвестно.
А в Закавказье, на пост командующего, прибывает не кто нибудь, а двоюродный брат халифа, Мерван ибн-Мухаммед. Это был знающий и энергичный полководец. Мервану и суждено поставить точку в этой долгой войне.
На месте он сидеть не собирается и сразу же идёт в поход на хазар. Поход оказывается неудачным. На пути арабов встали не хазары, но природа. В то лето шли непрерывные дожди. Дороги развезло и воины Мервана буквально тонули в грязи. Арабам пришлось даже отрезать хвосты у своих коней, ибо те были так залеплены грязью, что мешали лошадям двигаться.
В историю этот поход вошёл под названием «грязный».
По возвращении назад Мерван тут же начинает готовить новое вторжение. Он собирает армию чуть ли не в сто тысяч человек. Очевидно это вместе с обозниками и подсобными рабочими.
Арабский полководец прибегает к военной хитрости. Он направляет к кагану послов с предложением мира. Хазары с радостью соглашаются и в свою очередь посылают послов в ставку Мервана для подписания мирного договора.
Но Мерван и не помышлял ни о каком мире. Он пленяет посольство хазар и немедленно выступает в поход.
Армия его идёт двумя путями. Одна часть путём привычным – через Дербент, а вторая, под водительством самого Мервана в обход – через горные перевалы Кавказа.
Арабам удалось достигнуть полной внезапности. Ведь хазары не ждут войны. Они ожидают возвращения своего посольства с долгожданным мирным договором.
Они его дождались.
Как только Мерван миновал перевалы, он отпускает послов. Те прибывают в столицу Каганата и приносят весть о том, что огромная арабская армия уже в походе и уже очень близко от столицы.
В столице поднимается паника. Каганат не готов к войне абсолютно. И каган в страхе бежит вверх по Волге, даже не пытаясь организовать оборону страны. Следом за ним разбегаются и вельможи.
Мерван не тратит сил на осады и взятия городов. Он стремится пленить самого кагана. Поэтому арабы устремляются всей армией на Север.
Так далеко досель. арабские войска не заходили в Хазарский Каганат никогда. Максимум они добирались до города Беленджер. Но этот город расположен на западном берегу Каспия. А теперь арабы уже миновали Кавказ и Предкавказье. Они стремительно движутся вверх по правому берегу Волги. Хазары, не менее стремительно, убегают. Тоже вверх по Волге.
Только один из хазарских полководцев, имя его увы осталось неизвестным, не поддался всеобщей панике и решил биться. Он тайком спускается по левому берегу Волги, рассчитывая незаметно переправиться на правый и атаковать арабов с тыла. Он думает разбить врага этим внезапным ударом. Очень может быть, что у него бы и получилось задуманное. Но разведка у арабов поставлена великолепно.
Мерван узнаёт о движении хазарской армии по левобережью. Ночью он быстро наводит понтонную переправу через Волгу и совершенно неожиданно для хазар предстаёт перед ними. Хазарская армия не успела даже построиться, как арабская конница лавиной обрушилась на неё.
Через пару часов всё было кончено. Последние боеспособные части Хазарского Каганата перестали существовать.
Узнав об этом, каган отправляет послов в ставку арабского полководца. Он умоляет о мире.
Мерван согласен, но требует, в обмен за мир, принятия хазарами и, в первую очередь, самим каганом, мусульманства.
Каган соглашается немедленно. Он просит только, чтоб его ознакомили с новой верой. Ну, что же. Это всегда пожалуйста. Знатоков Ислама в северном джихаде хватает и они прибывают в ставку кагана.
Там они проводят необходимые обряды по приёму кагана и всех кто ещё остался при нём, а не убежал ещё дальше на Север, в мусульманство. Запрещают всем новообращённым пить вино и есть свинину.
Так, в конце восьмого века, хазарские каганы из язычников стали мусульманами.
Мерван ибн Мухаммед в ореоле славы и, что не менее важно, отягощённый огромной добычей возвращается в закавказские владения халифата.
Он, наконец то поставил победную точку в этой длительной и кровавой войне.
Но вот точка эта получилась совсем не та, что планировали арабы. Да их враг подписал унизительный мир. Да каган обращён в мусульманство.
Но измотанные долгой и тяжкой войной арабы навсегда прекращают своё движение на Север. Даже территорию Хазарского Каганата у них нет сил оккупировать и включить в состав халифата. Что уж говорить о дальнейшем.
Так, благодаря стойкости хазар, Русь была спасена от арабского нашествия, которому разрозненные славянские племена, ещё не обретшие к тому времени, государственности, противиться, конечно же, не смогли бы. И русская история закончилась бы на этом, толком даже не начавшись.
Само собой хазары, сражаясь с арабами, о русских и не думали, но, объективно они Русь спасли. Чем, вообще то, заслужили от нас благодарность. Правда заслужить то заслужили, но, досель, так и не получили. Впрочем, обижаться за это на Россию некому. Хазар давным давно не существует.
А первый свой шаг к небытию этот, действительно великий, народ сделал уже вскоре после окончания войны с арабами.
More Stories
Цинизм и жестокость?
СССР — всему Миру пример! Так было…
Хотят ли русские войны!?