Как граждане СССР жили

Статьи из далекого прошлого и аналитика будущего

13 января 1984, на Старый Новый Год, возвращаясь на электричке с загородной прогулки…

Годы идут. И идут к сожалению неумолимо. Многое забывается, но далеко не всё. Давно собирался написать очередную главу для своей книги ( а как известно каждый человек ,даже не будучи писателем, может написать одну книгу — книгу о своей жизни) да всё как то руки не доходили до клавиатуры, настроение не то было.

И вот вчера, просматривая интернет обнаружил, что человеку, оказавшему огромное влияние на мою жизнь исполнилось бы 60 лет. О ком речь ? О Жоре Ордановском. Ордановский бесследно исчез где-то в районе поселка Семрино , а спустя положенное время суд Красносельского района признал его официально погибшим.

Прочитав это, погрузился в воспоминания о своей далёкой уже юности — как я окончательно стал рокером.

Но как и положено начну издалека.

Вплоть до восьмого класса я рос и был совершенно обыкновенным 14 -ти летним подростком особенно ничем не увлекающимся и не сильно чем интересующимся, ну, разве только что чтением художественной литературы — даже был записан в районную библиотеку, которая располагалась в ДК им Горького и поездка туда с окраины города (а жил я тогда с родителями на самой что ни на есть окраине нашего большого и славного города — в микрорайоне Ульянка ) превращалась в весьма интересное мероприятие. Фактически выезд в город. Спортом увлекался, но не сильно. Лёгкой атлетикой. Пожалуй и всё что могу припомнить на тот момент.

Восьмой класс закончил успешно и продолжил обучение в девятом. И вот за правильно сделанный выбор родители решили меня наградить. Сделать сюрприз. И надо сказать …удалось!Сколько лет прошло, а помню как сейчас — лето, июнь, окна все открыты, я сижу дома в своей комнате на подоконнике и страдаю какой то фигнёй, какой может страдать подросток на летних каникулах в городе, а именно — пялюсь на улицу . Вдруг слышу снизу меня мать зовёт. Смотрю, стоит внизу мать, а рядом с ней какая-то коробка. «Спустись вниз» — , говорит она ,- занеси в дом, а то мне тяжело». .

Да не вопрос.

Спускаюсь.

Беру коробку и даже как- то не спрашиваю, что там, типа, да мало ли что мать по хозяйству купила. Поднялись в дом и тут мать говорит — «Это тебе подарок ибо ты хорошо учился и продолжаешь учится, короче тебе презент». Фига се. Распаковываю, а там…магнитофон ! Вот это да! Да не абы какой, а самый новый и навороченный по тем временам.

»Маяк 201»!

Красивый, угловатый, с деревянными полированными накладками ( типа, богато ) , четырёхдорожечный, три скорости! Его потом спустя 10 лет потеряли в недрах мастерской славного областного города Окуловка, куда я его сдал на ремонт будучи проходя службу в рядах Советской Армии.

Тут надо дать пояснения и сказать, что у нас в классе магнитофоны были всего у двух человек. Один «Комета» с закруглёнными боками, древний, а другой комбайн «Днепро» на ножках, внизу приёмник, вверху типа вертушка и магнитофон.

И эти аппараты были не ребят, а родительские и что — бы ими пользоваться надо было спрашивать разрешение и всё такое. Да, наверное стоит упомянуть что родители этих ребят были рабочие и работали на заводах. Но это так к слову, об уровне жизни при СССР.

А тут в моё личное распоряжение был предоставлен самый современный аппарат по тем временам. Во как !

Надо сказать, пожалуй о том, что купить его было не просто. Мать платила сверх цены, а стоил он 200 рублей, ещё 15 рублей продавцу что — бы попридержал, да известил, когда он появится в нашем магазине. Так то вот. Фактически из -под полы.

Итак, я стал единственным обладателем крутого магнитофона. Что дальше. А дальше надо было доставать достойные записи. Да, именно, доставать ибо времена тогда были суровые, сейчас почти совсем былинные и вот так, что — то там пойти и купить, такое было невозможно. Однако было лето, школа закрыта, а других мест для общения не было да и прямо надо сказать особых каких- то записей у моих знакомых и не водилось…ну Высоцкий, где ничего не разобрать, и так далее.

Словом, лето прошло в освоении магнитофона и во вхождение в тему тогда страшно запретного рока. Наступило 1 сентября 1974 года и мня ожидал ещё один …сюрприз.

Опять надо сделать небольшое отступление.

Школа, где я учился была с преподаванием французского языка и таких школ в округе, вернее даже в районе, оказалось очень мало. И вот было принято решение- всех тех школьников, кто решил идти в 9-й класс и изучал французский язык со всего района собрать в нашей школе. И когда мы все встретились в 9-ом «А» классе оказалось, что у нас довольно много новых лиц, причём из разных мест.

Группа ребят с «Броневой» ( это три остановки на электричке от нас) и группа ребят и девчонок с «Проспекта Героев» ( это две остановки от нас).

Как потом получилось и в той и в другой группе оказались люди, которые повлияли на мои увлечения сильно.

Началась новая жизнь.

Теперь у меня присутствовало новое развлечение — рок-музыка.

Надо сказать , что я, конечно, знал о существовании оной но…так, краем уха, что — то, где- то слышал, но не фанател сильно, да и слушать было не на чем. И вдруг оказалось, что почти у всех новых ребят есть магнитофоны, а один из них Сергей Егоров с « Броневой» имеет хоть и «Комету» но…свою и даже какие -то записи, правда в те времена записи записям были рознь. В основном в ходу были 375 метровые бобины типа 6 с хрен знает какой перезаписью, где ни о каких высоких или низких не приходилось и говорить — сплошной шум и рёв с плохо слышимым вокалом. Не, конечно существовали и первые записи и вторые копии и даже легендарные «пласты», но мне почему то попадались 5-6 копии, видимо по этому меня совершенно не вдохновили гулкие записи «Битлз», какая — то эстрада, думал я. Совершенно мимо, к сожалению, по той же причине прошли «Шокинг блю» и Сюзи Кватро и « Криденсы», словом почти ничего не зацепило, да.

А тут меня вдруг выделил вновь пришедший к нам новый учитель физкультуры ( до этого были женщины) и предложил сходить посмотреть , что к чему к своему другу, тренеру Школы Олимпийского резерва, которая находилась от нас не очень и далеко. Сходили. Короче. Меня приняли в эту Школу и я стал усиленно тренироваться по лёгкой атлетике — бег на средние дистанции и прыжки в высоту удавались особенно хорошо. Начались поездки на соревнования и всё такое и увлечение роком было почти заброшено.

Но,чему бывать того не миновать. Оказалось, что у меня двумя этажами ниже живёт сильно увлечённый роком парень. Старше меня года на 4 и у него есть аж целый «Юпитер Стерео» с колонками и главное у него имеются записанные на 19-й скорости ПЕРВЫЕ записи на ленте «Свема» 10 — го типа. Не совсем помню как я, набравшись храбрости подошёл к нему познакомиться ( ибо звуки рока то я слышал из квартиры, но разница в 4 года это большое дело по тем временам). Ну вообщем я зашёл к нему и попросил переписать что нибудь почище. Он не возражал.

Именно тогда он меня сразу поставил на путь истинный сказав -»Пиши сразу на 19 скорости на 525 метров и на 10 — ку.

А у меня уже были тогда несколько штук 525, но там на 9-й скорости была записана какая — то маловразумительная глухая хрень.

И вот ПЕРВАЯ моя хорошая запись это была «Машин Хед» культовой группы «Дип Пурпле»! Думаю дальше можно и не продолжать.

На всю жизнь это стало моей самой любимой группой и пластинкой. Потом врезали «Лед Зеппелин — 3» дальше «Свит фанни адамс» и пошло и поехало. «Концерт в Токио Дип пурпле», концерт «Слейд», Слейд с пальцами». Жизнь заиграла новыми красками. Теперь уже ко мне приходили переписывать, я был включен в число тех у кого есть классные записи. Уже я приносил на ТАНЦЫ в школу свой магнитофон. Было круто! Круг моих знакомств расширился сильно. Я ездил к ребятам с других районов, они ко мне и вот постепенно рок всё больше и больше поглащал моё время.

Но спорт я не бросал, курить не начал благодаря этому и благодаря этому же свою первую бутылку «Кагора» выпил только в конце 9-го класс по весне.

Наравне с роком у меня в 9-ом классе появилось ещё одно увлечение.

В группе ребят из «Броневой» оказался талантливы художник Александр Лаптев, который рисовал в карикатурном стиле и мог схватить суть явления. Рисовал он постоянно, целыми уроками, учился соответственно плохо,но рисовал очень круто. Он мог за урок нарисовать какую нибудь сценку на злобу дня, а мы потом все смотрели и хохотали. Мне это его творчество очень нравилось и я стал его поклонником и своего рода «покровителем», а поскольку я был и спортсменом и рокером и «старым» то он как человек новенький в классе стал ко мне тянутся, дружить. «А ты попробуй сам», как- то сказал он мне и дал мастер класс. Я попробывал — стало получаться.

Заинтересовался.

Нет на уроках я не рисовал. Я хоть и не был отличником, но к учёбе относился серьёзно, а по истории так и вообще был лучшим учеником ибо читал много. Как сейчас помню две мои работы — о первом этапе Великой Отечественной войне и морском сражении у острове Саламин между персами и греками, даже посылали на городской конкурс. Литература, история, геометрия были любимыми предметами.

А рисовал я дома, приходил, заводил рок и под него рисовал. Ещё один парень — Дима Кузьмин увлёкся рисованием по нашему примеру, мы потом образовали редакцию стенгазеты втроем. Я был главным редактором.

Вот так и летел 74 год прошлого столетия. У меня были три серьёзных увлечения, причём все они были примерно одинаковы по степени увлечённости спорт, рисование. И рок. Учёба, это само собой. Ну и чтение.

Подведя итоги можно сказать что как пел в песне Вилли Токарев — «Интеллигентом я был всё же на половину», то есть рокером. Я даже на гитаре не особенно смог научится играть — разучил несколько аккордов и всё. Да, был у нас на районе подростковый клуб, где были инструменты, но там обосновались наши местные хулиганы с портвейном и нам, прилежным ученикам, туда хода не было, а дома ни у кого ни условий, ни инструментов, да как- то и цели такой не стояло — стать музыкантом.

И вот теперь, о главном, но опять же издалека.

В другой группе ребят с «Проспекта Героев» оказался тоже оригинальный парень — Саша Бахтин, он поначалу не очень вписался в коллектив, да и у них как- то был свой круг, они особняком держались и с нами и «броневыми» не особенно дружили, но класс есть класс. Одноклассники и всё такое. И вот вдруг выясняется, что он хорошо играет на гитаре, да не просто на гитаре, а может и на настоящей электрогитаре, и даже вплоть до того, что у них на районе клуб где инструменты, хоть и тоже окупировали хулиганы-портвейнопийцы, но у него там в главных хулиганах то ли знакомый, то ли вообще чуть не родственник какой, десятая вода на киселе, словом он может приходить на репетиции и играть.

Фига се!

Вот это поворот!

Лёд мигом растаял и было решено ехать к нему в гости и по возможности попасть на репетицию и всё такое. Но как говориться…обещанного три года ждут, на репетицию мы так и не попали, но с Саней я задружился поплотней.

Настал 1975 год, а там и весна и вот уже последние школьные денёчки. И вот тут вдруг Саня Бахтин говорит примерно следующее — моя старшая сестра с подругой тут ездят на танцы поблизости в Александровскую по субботам. Да не просто на танцы, а подружились с музыкантами, а музыканты то не простые, а сами »РОССИЯНЕ»!( прямо скажу, мне тогда это во-о-обще ни о чём не говорило, просто ни о чём) и она, говорит, видя что мы тут все роком увлекаемся приглашает нас всех приезжать на танцы в Александровскую, ну а что — бы сразу показать что к чему приглашает всем вместе поехать с её подругой…не пожалеете, говорит( забегая вперёд, скажу…не пожалеете это вообще не то слово).

Но признаюсь честно — к тому времени я хоть роком и увлекался и даже начал фанатеть, но НИ РАЗУ НИ НА КАКОМ КОНЦЕРТЕ НЕ БЫЛ С УЧАСТИЕМ ПУСТЬ ДАЖЕ ВИА. Повторяю ни разу, ни на каком. И мы остальные, впрочем, все тоже. Нет, конечно, мы как ленинградские культурные люди ходили в театр, но вот что -бы живьём увидеть хоть что-то, пусть и отдалённо напоминающую олк- группу на сцене — такого не было. И на танцы мы не ходили. Как- то даже и не знали, что такое существует. Во какие были времена. Скажи сейчас кому… не поверят. Были , были времена целомудренные.

Ну словом, решили что пора уже взрослеть. Да опять же не абы куда едем, а всё же со знакомыми.

Всё.

Решили ехать.

Я этот день помню очень хорошо.

Танцы начинались в 19-00, проходили в ДК, добираться надо было с железнодорожной станции «Проспект Героев» ( сейчас «Ленинский проспект»)электричка отходила в 18-15.

Договорились что мы зайдём к Сане домой и там уже его сестра с подругой поведут нас до точки.

И вот настала суббота. День был прекрасный. Начало лета. Всё цветёт, красота. Приехали к Сане в район метро « Проспект Ветеранов» он там жил в пятиэтажных «хрущёвках» ( они до сих пор стоят эти «хрущёвки»).

Позвонили.

Саня пригласил домой . Вышла сестра, как мне тогда показалось ослепительной красоты девушка, тёмные длинные прямые волосы до пояса, чуть восточное лицо, прямой нос, тёмные большие глаза. В офигенно короткой юбке и в боевом макияже. Подруга, светло рыжая и тоже в боевом раскрасе. Познакомились.

Тронулись.

До станции довольно далеко, девушки впереди . Мы сзади, чутка испуганные. Было нас четверо вместе с Саней.

Постояли подождали поезд. Вот он прибыл, двери распахнулись…а там в тамбуре какие -то странные, явно не советские люди…волосатые, некоторые даже в джинсах, девчонки в длинных юбках. В таких и не ходит то никто.

Уже интересно.

Типа, едут на танцы тоже, догадались мы. Разглядывая тайком странных людей не заметили как и приехали. Поезд остановился и на перрон высыпали похожие на наших попутчиков люди. Все дружно двинулись в обратную от движения поезда сторону. Мы за ними. Такой вот колонной прошли вокзал, потом по тропинке, далее перешли шоссе и оказались перед не очень большим сооружением из серого силикатного кирпича. На крыльце и слева, где был вход толпилась очередь. «Ну, ребята, дальше вы сами» — сказали наши сопровождающие — вот касса, билет 50 копеек, ну а дальше всё просто.

Встав в довольно длинную очередь, втянулись в крохотный коридорчик, потом в окошко просунили два рубля получили четыре билета, тут же справа вход с бабкой контролёром и вот пугливо оглядываясь зашли в пока ещё пустой холл, где стоялбиллиардный стол и, повернув на лево, проследовали в зал.

Вот тут главное. Повторяю, никто из нас ни разу не был на живом концерте, а как выглядит сцена и на ней музыканты мы , конечно видели на мутных фото, но вот живьём ни разу.

А сцена и зал были во всей красе, это сейчас наверно многим покажется смешно то что я пишу, но думаю некоторые динозавры поймут о чём я. Зал не очень большой , но и не крохотный, о таких говорят — уютный. Окна плотно задрапированы, стены обшиты темными, не удивлюсь, что дубовыми панелями, два входа с фундаментальными толстенными косяками с занавесями, . Всё такое крепкое, массивное, основательное. Мы зашли с дальнего от сцены входа. Направо сцена, налево ряды деревянных откидных кресел составленных у стены. По периметру у стен и у сцены кресла оставлены.

Сцена высокая, примерно мне по грудь, а я 186 см роста, тоже крепкая и основательная, на сцене стоят плотно : колонки, барабаны, орган «ВЕРМОНА», всё это уже освещено двумя прожекторами. Тона приглушённые, красно -коричневые. Музыкантов на сцене нет, пока пусто.

Я уселся в конце зала и когда наконец — то чуть дрожь улеглась и когда я окинул всю эту картину взглядом художника и рокера понял: вот оно! Уже всё настолько красиво и хорошо и правильно, что даже если сейчас ничего не состоится то я уже счастлив что такое увидел и время и деньги потрачены не зря. Всё остальное уже бонус. Как я ошибался!

Ровно в 19-00 на сцену вышли музыканты.

оригинал
Оригинал. Шариковая ручка

Вы смотрели сериал «Бивис и Батхед»? Ту серию когда Бивис и Батхед после всех страданий и разговорах о тёлках, проникли таки на пляж нудистов и голая тёлка, стоя перед ними объясняет им где раздевалка?

Помните?

Вот то же самое было со мной, когда я живьём увидел какие люди вышли на сцену.

Фактурные, бородато — усатые, длинноволосые, кто в джинсах, кто не пойми в чём, один во-о-обще чёрноволосый и страшно волосатый в безрукавке на го-о-лое тело! Да что это такое, да как их милиция не винтит, да у нас не может просто быть таких…не м-о-жет! Примерно такие мысли у меня пронеслись в голове и тут они….грянули!!!!!

Как опять же говаривал Бивис — «Даже слов нет чтобы выразить какое это дерьмо!» — когда ему что — то не нравилось. Так и мне — даже нет слов таких, что бы выразить то, что я испытал, когда после органного вступления похожего на концертное вступление «Спейс тракинг» Дип пурпле» вступили все «Россияне» жесточайшим роковым рифом! Повторяю , ещё раз, до этого я не только не видел рок- группу на сцене, но я не слышал по настоящему громкой музыки с плотным басовым звуком. Времена такие были что колонок, буферов и так далее просто ни у кого не было, не ну были, но только не у нас. Меня просто вдавило в кресло, челюсть была давно отвисшая, с самого начала появления на сцене музыкантов, глаза на лбу, весь остекленел и наверное волосы шевелились, зрение приобрело необыкновенную ясность и в то же время от обилия информации я ничего не видел!..Кто подумал недоброе — сразу выкиньте из головы, мы даже ничего не пили, а уж обо всём остальном даже и не догадывались, а я ещё и не курил .

Причём когда играла первая инструментальная композиция, хотя люди и были в зале никто не танцевал и получилось, что я сижу один в зале, а всё вижу что на сцене — никто не загораживает. Инструментал отыграл и музыканты врезали «Боги» , а вдобавок ко всему коллективу на сцене появился живописный солист в белой рубахе и волосато- светлый, типа Планта и я услышал вокал на русском языке и чётко понимал слова…»Видно не знали Боги. Как горячи дороги!» Просто караул! Вот тут у меня больше нет слов, возможно Достоевский или Толстой смогли бы описать ощущения, но я слаб. Я вскочил на ноги и чуть не упал, ноги какие -то ватные! Опять сел, стал теребить за руку Саню…не… ты видишь!?. Не.. ты слышишь! Не ну это!..это!…опять вскочил, опять сел.

Шок, который я испытал от всего увиденного и услышанного я не забуду никогда в жизни, как первую женщину, первую машину.

Постепенно танцы набирали обороты. Кто- то уже плясал в середине, по стенам не оставалось свободных мест, народ прибывал.

Когда закончилось первое отделение, я вышел на улицу, меня качало натурально как пьяного, и я был абсолютно счастлив. Ещё два раза в жизни я испытывал подобное чувство будучи совершенно трезвым: один раз от спорта и один раз от денег. Может ещё будет, но вряд ли. Это сейчас я знаю кого и что я увидел тогда а именно.

Я увидел Кроля — бородатого и усатого в узких джинсах « ЛИ» на басу, я увидел на переднем плане усатого аки Лорд Блинова за барабанами, я увидел страшно волосатого и харизматичного Жору в жилетке на голое тело с чёрной гитарой « Музима» с тремя большими звукоснимателями, я увидел ещё более страшно волосатого ( тогда показалось что волосы до пояса)Азарова в какой -то хипповской хламиде на клавишных, которого почти сразу сменил Алик Гусев в полосатых красно- белых расклешённых брюках, весь такой худой и постоянно терзающий «Вермону». Я увидел солиста, но не знаю кто это был. А в целом, я впервые сразу увидел и услышал в комфортной обстановке лучшую рок — группу СССР того периода. Мне просто о-о-чень повезло!

Мы всей компанией простояли у стены слушая дальнейший репертуар, мы молча вернулись на электричке, которая уходит после окончания последнего отделения 10-40, вроде, хотя как потом выяснилось довольно сильно рисковали ибо надо было уезжать на предыдущей и уходить с середины третьего отделения, так как после окончания танцев местная шпана на платформе любила погонять «городских», но это уже всё выяснилось потом. А сейчас я ехал и смотря в окно на июньскую, ещё не в полную мощь вступившую белую ночь, понимал что я изменился.

Я НА ВСЕГДА СТАЛ РОКЕРОМ!

Как говаривал режисёр в фильме «День выборов» — « Нужен удар, а потом…катарсис.» Удар я получил и катарсис был. Всё лето я почти каждые выходные, когда с друзьями, когда один ездил в Александровскую, я уже знал, что не надо жадничать и когда при входе у тебя попросят 20 копеек надо отдать, зато можно будет спокойно дослушать до конца весь концерт и на последней электричке ехать домой…тебя не тронут. Это потом был портвейн перед танцами и пьяный кураж, который как правило кончался или драпом от местных по окрестным лесам или дракой с ними, это потом было бегство от «Васьки -Цыгана» с запрыгиванием в автобус, который ехал в Пушкин с жалившимся на нами водителем, открывшим на ходу дверь.

Это уже после были танцы в Карташевской и бессилие что- то сделать, когда огромный бульдозерообразный местный бугай под предлогом пригласить на танец тискал хрупких хиппующих девиц, это уже потом было когда я вместе с Жорой тащили усилитель со станции Стрельна и всё нутро усилителя выпало на асфальт и лампы разбились. Уже потом были и первый концерт в Рок -клубе, и выдёргивание моего приятеля в милицию во время концерта в Летнем театре ЦПКиО, когда со сцены свинтили какого- то чувака выбежавшего туда, это потом уже был и ЛДМ, и Птицефабрика в Русско -Высоцком, куда не попали нажравшись где -то по дороге…много чего было. Но первого концерта я не забуду никогда!

Хотя я и стал рокером, но ни учёбу ни спорт я не забрасывал и так же по прежнему любил рисовать.

Именно по мотивам моего рокерского лета я нарисовал эту картинку. Конечно это не «Россияне» это вообще конкретно никто…это собирательной образ того бесшабашного, веселого, удалого искреннего времени дух которого, я надеюсь мне удалось «схватить».

Напоминаю, речь идёт о 1975г.Тогда дух был такой как на моей картине.

Таких рисунков было много, но все утерялись, да и этот я нашёл совершенно случайно, считая его да и всё творчество того периода утраченным навсегда.

Совершенно случайно этот рисунок попался на глаза одному маститому художнику из того же времени, который сказал примерно следующее…»Здесь есть дух эпохи, есть энергия, драйв. Если бы вы попробывали всё это выразить на холсте и в красках было бы весьма недурно, что то вроде кавера но с новым звуком.»

Я попробывал.

Всё то время что «пробывал» — катался по волнам моей памяти, что уже совсем неплохо, слушал музыку того времени…»Россиян».

Не знаю. Мне трудно судить…но вроде получилось.

А ?Ордановском.

Конечно не в нем одном дело, но поскольку именно он был лидером и «лицом» группы «Россияне» то вроде он как фокус.

Почему исполнилось бы ?

кавер версия. холст, масло

 

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Юрий Кольский

0
Комментарии: 0Публикации: 21Регистрация: 22-08-2019