Автомобиль в СССР: роскошь или средство передвижения?
Вообще то на вопрос поставленный в заголовке хочу ответить сразу – личный автомобиль в СССР, безусловно роскошь. Обыденным средством передвижения он стал только тогда, когда СССР исчез.
Кстати, вот хорошее сравнение уровня жизни в СССР и РФ. По советским меркам владелец автомобиля это безусловно человек успешный и состоятельный. Ну вот и сравните количество автомобилей в СССР и РФ. Это даёт наглядный ответ на вопрос: когда людям богаче жилось в СССР или сейчас.
Ладно. Со вступлением покончили, перейдём к делу. Расскажем, какие препоны расставило Советское государство на пути у тех, кто решился, ни смотря, ни на, что всё таки стать автовладельцем.
Этих препонов не меньше чем тех про которые я написал в своей статье о выезде за границу. Даже больше, поэтому в одну статью они не поместятся. Они не менее идиотские поэтому ностальгию точно так же не вызывают.
В этой статье мы расскажем
«Как в СССР машину покупали»
Итак вы обычный советский человек и решили купить автомобиль. Например «Жигули».
«Жигули» в семидесятых-восьмидесятых стоили порядка восьми тысяч рублей. Ваша зарплата примерно двести рублей.
В отличии от нынешнего времени, кредит в СССР на покупку автомобиля не давали. Вообще то потребительский кредит в СССР можно было взять безо всяких проблем. Это товар на этот кредит было приобрести большая проблема. Ну, а на автомобиль не давали вообще.
Так, что вам придётся копить. Если вы будете откладывать с каждой зарплаты сто рублей, то накопите примерно лет за семь. Правда на эти семь лет вы уж забудьте, что такое мясо или даже ливерная колбаса. Про новую одежду забудьте тоже. Да и вообще лучше про все материальные блага забудьте. Жизнь у вас будет праведная и аскетичная как у монахов-отшельников.
Кстати, то, что вам так долго придётся копить на машину не отдалит момент её покупки ни на один час. Парадокс? Только не в СССР. Вам же в очереди на машину стоять те же самые семь лет и придётся. Да-да машины в СССР продавались по очереди, в которой стояли годами. Так, что к моменту, когда у вас на сберкнижке соберётся заветная сумма ваша очередь как раз и подойдёт.
(Тут, справедливости ради, ибо я пишу не антисоветчину, а пытаюсь рассказать про настоящий СССР, надо сказать следующее. В 1983 году на предприятиях СССР появились объявления, поначалу показавшиеся чей то злой шуткой. Объявления гласили, что те кто хочет приобрести без всякой очереди (!) и в кредит(!!!) автомобиль «Москвич» пусть обратятся в профком.
Никто, конечно не поверил, но в профком, разумеется, заглянули. Оказалось-не шутка. Оформляй кредит и получай машину. Ошарашенные люди долго допытывались, в чём здесь подвох, ну например – не надо ли за это будет душу дьяволу продать- ибо ничего хорошего от родной Советской власти к тому времени уже никто не ждал. Оказалось, никакого подвоха – бери кредит и езжай за машиной.
Такое внезапный и, в чём то даже антисоветский, припадок щедрости длился у Советской власти недолго. Всего около двух лет. Связан он со следующей причиной. В 1983 году в сторону моря удалился один южнокорейский самолёт. Это очень не понравилось мировому сообществу и некоторые страны, куда на экспорт АЗЛК поставлял свои шедевры автомобильной мысли, отказались их приобретать. И «Москвичей» в СССР скопилось неожиданно много. Гораздно больше чем Советская власть планировала своему народу отдать.
Тут, знающие советские реалии люди, наверно усмехнутся – «Москвич» на экспорт?! Самый плохой автомобиль даже по меркам советского автопрома и на экспорт?! Да кому он там нужен то??
Спокойней, товарищи. Оказывается, нужен. Например, вся сельская полиция Ирландии и Шотландии передвигалась исключительно на «Москвичах» ( ага, с правым рулём). Большим спросом он пользовался и в Скандинавских странах. Во Франции охотно покупали «Москвич»-кабриолет. Что не видели таких? Ну правильно-вы же не во Франции жили.
Дело в том, что в СССР товары, которые шли на экспорт они производились отдельно от таких же товаров, но для внутреннего пользования. И качество экспортных товаров было гораздно выше чем качество товаров для советских граждан. Вообще в СССР поклонение перед Западом достигало немыслимых для сегодняшней России высот. Мы сейчас то на территории РФ с иностранцами равноправны, а вот в СССР советский гражданин в своей же стране вполне официально считался человеком второго сорта по сравнению с любым иностранцем. Да-да, на нормативном уровне такое было закреплено. Но об этом как нибудь в другой раз.
Так, что в 83-84 годах советские граждане «Москвичи» могли не только только без очереди и в кредит купить, но ещё и в экспортном исполнении? Ага, разбежались? АЗЛК как только понял, что экспорт ему обрубили сразу перешёл на качество для внутреннего потребления. Качество это называлось «Жри, чё дают» )
Но нам пора вернуться в ту советскую семью, вместе с которой мы с вами начали копить на машину и стоять за ней, же в очереди. Слышите радостные вопли? Ну, конечно, их только глухой не услышит. Это там получили открытку, извещающую о том, что очередь на машину подошла.
Вы, как и ваша семья, к этому счастливейшему моменту в жизни советского человека , станете тонкими, звонкими и прозрачными. Детишки мороженое будут видеть только на День рождения, жена новые платья будет перешивать из старых, беря нитки и иголки в долг у подружек или у мамы. Зато вы не пьёте, не курите, любовницу уж точно не заведёте, какая там любовница когда семье жрать нечего.
Но крепитесь, святой человек. В тот день когда вы получите заветную открытку о том, что ваша очередь подошла и родная Советская власть всё таки разрешила вам купить машину ( а ведь могла бы в очереди то отодвинуть. Или вообще выкинуть из очереди скажи вы про неё шёпотом одну десятитыячную того, что сейчас про Путина в полный голос говорите), так вот в этот счастливый момент ваши приключения только-только начинаются.
Ибо СССР только «Кильки в томате» разрешал своим гражданам приобретать без захватывающих приключений. Для остальных покупок СССР придумывал ряд остроумных квестов, а на придумки осложняющие жизнь своим гражданам Советская власть была очень талантлива.
Итак, в путь за машиной. Приготовьтесь к этому пути тщательно, ибо он будет лежать отнюдь не в соседний магазин, мы с вами не в РФ, а в СССР. И я вас уже предупредил- Советскую власть хлебом не корми – дай придумать своим гражданам квест позабористей. Такая шалунья была.
Так вот, если мы с вами в Кузбассе то ехать нам….в соседнюю Новосибирскую область. Где в славном городе Новосибирске находится один на три области магазин в котором можно купить по заветной открытке машину.
Отлично да? Один разъединственный на несколько миллионов человек.!!! Остроумно, правда? Обхохочешься. Кстати назывался почему то «Спорттовары»
Впрочем в Москве он тоже один.
Это очень по советски – чем больше спрос тем труднее доступ.
Очередь в этом магазине….вот как за водкой в горбачёвские времена. Стойте. Следите за деньгами. Чеков тут не принимают, поэтому наличка с вами. В лифчике у жены или у вас в трусах или уж не знаю…у злобной овчарки на ошейнике.
Первую очередь ( ага их тут несколько.) вы отстоите за справкой-счётом. Ну по которой за машину надо будет заплатить. А где заплатить? Здесь же в магазине? Ага, сейчас. А как же сложности? А как же квест? Это вам не капитализм, а Советская власть. У неё удобства не положены. Поэтому платить будешь в сберкассе.
В любой? Ой смешные какие – ну сколько вам повторять, что Советская власть обожала поиздеваться над своими гражданами. Поэтому платить будешь в одной разъединственной на весь Новосибирск ( и три области) сберкассе, которая имеет право принимать такие платежи.!!
Быстро туда!! Потому как там очередь не меньше чем здесь, плюс у неё обеденный перерыв и вообще она скоро закрывается.
Итак новая очередь- в сберкассе. Вы уже измотались? Голодны и хочется пить? Терпите, это ещё самое начало увлекательнейших приключений.
Ну вот наконец через пару-тройку часов ваша очередь и в сберкассе подошла. Вы платите свои кровные и получаете чек.
С ним опять в магазин. Ай, а он то уже и закрылся. Ну, что ж, придётся завтра.
Где ночевать? Да вот прям здесь же и ночуй, где ещё в СССР заночевать то можно было. Не в гостинице же – там мест просто не было никогда. То есть вообще никогда.
Поэтому прям около магазина и ночуй. Скучно не будет, ибо здесь таких как вы, целый табор. Среди ночи устраиваются регулярные переклички, ну очередь же. Ваш номер у вас на руке намалёван. Хорошо не выколот.
Поесть и попить вам негде , это сейчас магазинчики и всякие там чебуречные на каждом углу, а уж в местах скопления граждан их как комаров.
В СССР они огромная редкость.
Кстати общественные туалеты в СССР редкость ещё большая, чем точки общепита.
Вот так вот под звуки переклички, харчуясь домашней едой ( хотя откуда она у вас после семи лет накопления на автомобиль?) и бегая в кусты, вы ночь и проведёте.
А утречком в магазине отдадите документы оплаты и получите чек по которому можно будет получит автомобиль…. Опять же на одном разъединственном складе, который вообще на другом конце города. Как забавно, правда? Вот это я понимаю настоящая забота о человек- не дать ему скучать.
Тут надо дополнить следующее. Если сейчас вы заходите в автомагазин, вас тут же встречают улыбками. А уж если там почуют, что вы не просто посмотреть, а вот действительно купить прямо сейчас решили, вас вообще оближут с ног до головы.
А в СССР в дополнении к вышеописанным приключениям, ещё получите хамство и оскорбления на каждом шагу. На вас орут и всяко обзывают сотрудники магазина, на вас орут в Сберкассе. Вам всяко дают понять, что ни вы, ни ваши деньги тут нафиг не кому не нужны. И чего ты вообще сюда припёрся. И надоели вы как собаки. Да отвалите вы со своими деньгами, не мешайтесь тут.
Хотя впрочем так в любом советском магазине и учреждении.
И вот уставший, голодный, невыспавшийся, сотни раз обруганный вы приезжаете на склад….а там опять табор. Машин то на складе нету. А когда будут… Да пошёл ты быдло с такими вопросами, когда будут тогда и будут. Жди.
И ждёте. Здесь в кустах. Тут тоже огромный табор. Переклички и прочее.
Ну вот и пришёл транспорт с «Жигулями». Думаете квест на этом пройден и Советская власть вдоволь нашутилась и достаточно прикололась над вами. Ну плохо вы её знаете. Вот вам напоследок – выбрать машину себе по вкусу вам не дадут.
Это сейчас иди и выбирай какая душе приглянется. Хочешь под цвет глаз, хошь под цвет галстука.
А , как ваша очередь у склада подойдёт, вам выкатят машину, которая грузчикам под руку подвернулась и получай. Жри чё дают – вот лозунг для советского потребителя.
Фу. Ну вот и всё. Этот квест вы успешно прошли. Можете ехать домой. Но не расслабляйтесь – теперь, как для автовладельца, для вас у СССР много интересного приготовлено.
Наверно тут возникнет вопрос- да зачем такие сложности, неужели на авторынке с рук нельзя было купить.
Конечно можно! Но ведь не забывайте мы в СССР, а не в РФ. Я сколько вам повторять это должен? Вот же избаловал вас капитализм то. В СССР всё с ног на голову повернуто было. Если в нормальных странах, в современной России например, авто с рук вы купите ДЕШЕВЛЕ чем новое, то в СССР авто с рук стоило гораздно ДОРОЖЕ нового, две, а то и три цены вам пришлось бы выложить.
И вы думаете, что с рук купить машину в СССР это значит избежать своей порции издевательств от родной Советской власти? Да с чего бы? Она такого случая не упускала никогда. Но это я вам потом расскажу, как в СССР машины продавали. А на сегодня, всё.
Ну как в СССР обратно хочется? Ежели хочется, то в следующих статьях я вам поведаяю как в СССР машиной пользовались. Там тоже много интересного. Ну и наконец когда вы убедитесь, что в СССР автомобиль всё таки роскошь, а не средство передвижения и захотите его продать- я вам расскажу как это в СССР можно было сделать. Поверьте-не легче, чем купить.
Назаров И. В Юрист
Вранье все про нищету в союзе! Моя мама имела в мес. ок 250-и руб. она работала в ИТР, я в 17 лет, ничего не умея, после школы вышла на завод контролером ОТК, мой оклад был 90+20 руб. премии. А мужики станочники (образовния не надо, штампуй себе на прессе, прессовый цех, так те имели 300/350/400, там шла сдельная оплата, и, повторюсь никакой тебе спец учебы, на мехобработку, токари, фрезеровщики и тп были курсы, а на прессовый станок становись и правильно суй заготовку и все. И нормально у людей выходило, так еще и всякие бонусы от государства,-квартиры, образование бесплатно, а если профильное заочно получаешь, то тебе и дни сессии рабочими закроют, если без хвостов сдал, поди плохо, и учишься и тебе еще за это платят!.. Я кст так и училась в машиностроительном, тк мама меня одна растила и всегда мы были сыты и одеты, разумеется не супермодно, но на сапоги не копили, и были те сапоги в продаже не по аховским ценам, не зарплату стоили и качественные из натуральных материалов, как и вся одежда в основном была натуральной, не искрила не чесался ты после нее )))) (Один раз толко и чесалась за всю свою советскую молодость да и то от немецкого комплекта нижнего белья, того которое раскрасиво гипюровое, теперь постоянно чешемся все и уже даже привыкли. )))) И за качеством следили, хрен было где контрофактной продукции, ни подделок лекарств, ни еды с хим добавками не было, СЭС работала не за страх а за совесть и всякая нех, всякие клопы да блохи повылезли вместе с олигархами, одновременно то есть вылезли паразиты на свет божий, как не стало нормальных СЭС и ОБХСС, даже звучит похоже, блинн… )))))) А машин просто производилось мало, настолько мало, что даже за свои честные кровные трудно было купить и все потому, что да реально все силы шли на развитие армии и вооружений, помним про войну, к которой были не готовы и в спешном порядке оказалось надо внедрять новые танки и самолеты. И создала их советская власть и внедрила и защитили страну и народ, а сейчас что? Много наши олигархи нам вооружения наделали, чтоб нас защитить, коль уж мы на них работаем и не видим ни квартир, ни санаториев нифига то есть не видим, кроме нищенских зарплат. Нихрена они ничего не создали для армии и вооружения этой армии, им оно не надо, напади на нас так они заграницу подадутся сразу и там уже себе деньги складывают даже, в оффшорах всяких, чтоб не пришлось тратить, если вдруг понадобится государству на насущное, пофигу им на все. Вот в чем разница во власти советской и нынешней, это еще реально Путину спасибо, что и армия и все прочее у нас есть, кто б про него плохо говорил, если только клинический идиот, ну или купленный олигархами и либерастами, а всяк нормальный понимает благодаря КОМУ нас еще не подмяли и не разорили все те, кто прибрав к рукам народгое хоз-во и ресуры надеялся на их продаже и развале навариться. СССР только тем оказался плох, что расслабился и допустил промашку дав себя развалить, пропустив в ряды руководства людей, которые не мыслили его идеалами, а оказалось, что и идеалы важны, от них все вытанцовывается, и , если идеал нажива, всм личное обогащение, то его нужно серживать, иначе обогащение скатывается в грабеж. СССР нужно было лишь допустить частнй бизнес с жестким контролем, а оно кинулось из одной крайности в другую, все годы огульно запрещало, а потом разрешило безконтрольно и позволило частным лицам присвоить орудия производства в личную собственность… просто так, взяли и приватизировали то, что стоилось и создавалось на народные деньги, взяли и разбазарили материальную часть государства в частные руки. Ну да его потому и разваливали, чтоб одни обогатились, а другим, за бугром, союз сильно руки распускать не давал, ото и составлял свои программы Аллен Даллес, не потому, что в союзе жили хорошо и он чем-то там их строю угрожал, он то угрожал, но не настолько, не бродил на западе призрак коммунизма ))))) а мешал союз страны третьего мира грабить безнаказанно, вмешивался везде… вот чем он был им на западе плох, особенно штатам. ))))) И нечего сейчас гнать волну и клясть тот «совок», совок строил жил и работал сообща и на благо всех, а сейчас мы вроде и живем и ооочень даже работаем, но нищие и еще работу попробуй найди, а в совке хроническая нехватка рабочих рук была, постоянно в объявлениях требуются и требуются и о чем это говорит? О том, что поучится нашим олигархам у совковых экономистов есть чему, слабо им такое строить создавать и так работать, чтоб вся страна черех это развивалась и шла вперед. А вот катастрофическое падение уровня жизни народа, это как раз годы прихода к власти либерастов и частного бизнеса, они, блиннн, даже готовые мощности производственные своровав не смогли на них работать так, чтоб все шло как по-маслу, вот и понимаем теперь разницу идеалов-наживы малой кучки против развития всего общества в целом. Пох им на развитие, для них только то развитие, по которому им в карман больше упадет и все. ))) Не развались союз, так давно бы уже и машины были и всего прочего бы хватало, а так в союзе и стройматериалы были в дефиците, на строительство заводов школ и больниц не всегда хватало потому что и много чего не хвалало, так кто виноват в этом был, советская власть или немцы с их нападением, нам вообще давали хоть когда пожить спокойно, всм России? При царе в крайние годы тоже народ жил хорошо, кто бы что ни говорил, и рабочие семьями в загранке отдыхали, хоть и часттный бизнес рулил, но смысл в том, что остальному миру не нужна сильная Россия, так что не власть виновата в нехватке и не режим, как видим в царской России устроили революцию, отбросили ее назад, потом, чуть только она обжилась и стала налаживать жизнь, на нее навалились с войной, потом развалили изнутри, коль уж победить не выходит, и теперь то же самое видим,-подняли армию, вышли снова на мировую арену со своими идеалами мира и добра и невмешательства во внутренние дела, читай-как снова стали мы мешать всемирному грабежу, так снова у нас извне стремятся власть сменить, и дело оказалось вовсе не в машинах или отсутствии их у нас, они нам и машины свои дадут, но только, чтоб мы их покупали ТАМ вместо того, чтоб развивать свой автопром, ведь это статья экономики к тому же… Короче, надо мне закругляться и скажу напоследок, что все связано со всем и экономика это, зачастую прежде всего, еще и политика и по советской экономической политике разивалось в первую очередь то, чего требовала от нас мировая политика, а она, эта мировая, спала и видела как бы нас захомутать (Да и сейчас она туда же смотрит))) и развивали мы то, что являлось гарантом нашей свободы от этого мирового засилья, вот и вся тебе советская экономика и ее проиритеты от тех возможностей, которые фактически имелись в те годы и только. Потому и мало было легковушек, лишние легковушки, это лишняя металлургия, это лишние ГСМ, это лишние станки, это лишние рабочие руки, которых и так не хватало, что работать в приоритетных сферах. И что нужно было сделать советской власти, чтоб ее не ругали за дефицит? Кинуть все силы на удовлетворение внутреннего потребительского спроса вместо того, чтоб инвестировать в военные, читай научные для оборонки, разработки? Насытить рынок товарами народного потребления и оголить оборону страны, то есть дать гражданам в пользование, вместо того, чтоб этих граждан защитить, если вдруг?… А ведь знали, что не вдруг, не мы начали гонку вооружений! Не коммунисты сами по своему желанию стали разрабатывать ядерные вооружения, про это надо помнить, то есть помнить про то, что союз решал нужды на гос.уровне и там сидели не дураки, и умели считать, иначе не создали бы ТАКУЮ промышленность, что доси на том потенциале едем, крайне мало нового строительства в таких масштабах, а в те годы сплошь и рядом строили и строили… дошла бы очередь и до легковых авто для народа, не сомневайтесь, и не власти вина, что народу оказалось нужно все и сейчас, а на общее и государственное плевать, потому и допустили мы, мы тоже, допустили развал… и из-за чего бы доброго, тьфу,-очередь на легковушку задолбала… опять заболталась я, ну да ладно )))) так мы оказывается все на откуп частнику/грабителю/олигарху отдали за что? за машину без очереди?.. за джинсы?.. за жрачку типа как сейчас, где сплошь ГМО, и никакого тебе контроля?.. за что и на ЧТО мы променяли советсую гарантию на жилье, на что мы сменяли, как последние лохи чесслово, свое право на труд и на отдых?.. свое право на бесплатное (а зачастую еще и оплачивемое предприятием) высшее образование?… на что мы вообще сменили ту жизнь, где в приоритете были интересы народа во всей его массе, на ту, где в приоритете обогащение огрниченной кучки лиц? на кого нам работать ближе, кто мне скажет? на частный карман или на свою страну от которой мы видим только блага, ибо все, что есть, это собственность страны, а страна народная!… шило на мыло сменили и киму лучше стало?… ах, ну да, зато в автосалоне теперь нам в пояс кланяются… да только не нам, а нашим денежкам, чтоб мы их в их карман положили, причем за то и кланяются, чтоб именно в их карман, а то дофига жеж таких карманов нынче развелось то,-клади куды хошь, тока где гарантия, что всяк сможет класть? да и всяк ли кладет?… если при союзе хоть накопить можно было, причем с зарплаты, то много ли сейчас рабочий с зарплаты накопит? вообще нифига он не накопит, он тока в кабальный кредит может влезть, чтоб взять столько, а отдать в половину больше от взятого, тоже статья навара и вообще на пустом месте ведь! и все это сейчас законно! хотя при том же царе каралось ростовщичество, как форма грабежа, судили за дачу денег в рост, подпольно давали ссуды жиды разные, а сейчас те же жиды, но они уже официальные банки и сбер уже даже давно под ростовщиками в мвф ходит, вот к чему привело наше желание потреблять не по общией возможности внутри госрынка, уважаемые, а теперь потребляй, не хочу, да и у многих потреблять не на что, необходимое зачастую откладывают, ютятся непойми где и как и беспросветно, либо опять же-кабальная ипотека только и светит. И все это вместо того, чтоб продолжать строить развивать свою промышленность и, со временем только, прийти на нужный уровень, а строительство это всегда долго и дорого, это время, это постепенное насыщение… может и ошиблась в чем советская власть, так это в том, что позволила народу, не грабя его совершенно, взяв на себя здоровье, учебу и жилье для народа, позволило оно народу накопить деньги, не успев при этом обеспечить в полной мере этот народ статьями трат, и вышел перекос, что деньги есть, а куда их тратить,-вот машину бы неплохо, да нехватает на всех машин… и то, что их ПОКА не хватает, неважно тому, кто хочет СЕЙЧАС и чтоб просто и за наличность, вот и контроль за приобретеием потому такой был, что мало их еще, развивается только отечественный автопром, только-только доходит очередь до этой статьи производства, вот мы вооружились уже хорошо, оделись, кормимся(а это сельхозтехника, читай те же металлургия, производство, сельхозмашиностроительное, епть, комбайнов и тракторов не во все времена хватало, про какие легковушки бы шла речь, если производство еды и то долго страдало от нехватки техники!!!))))) не забываем еще и про то, что жратва, это тоже стратегическое направление, не то, что нынче,-не хотите жить по нашей указке, значит мы вам жратву не продадим, причем себе в убыток даже!! (Вот НАСКОЛЬКО мы для них лишние в мире, что даже частный бизнес готов пойти на убытки, чтоб только нам нагадить!!!))))) Так что не только армия, это стратегия, стратегия по большому счету это любая из статей экономики, любое производство имеет стратегический больший или меньший приоритет. Всегда нужно, чтоб но было свое, и оно таки было, но если платье я и сейчас могу пошить сама, то машину я сама не смогу соорудить никак, вот только купить могу, нет у меня ни станков, ни металлургического комбината, ни шахты по добыче металла нету тоже и все)))) А то, что имелось в союзе, то все шло на более нужные задачи нежели, чтоб каждой заднице по машине, тогда поважнее делов хватало и государство это понимало прекрасно в отличие от тех , кто мыслил только личными категориями-вот ах на западе у них и то и это… а у нас де нету ничего, и от слова совсем, не стоит в общем так огульно ругать ту власть, за тот дефицит на фоне заграничного изобилия, зато сколько понадобилось немцам, чтоб покорить Европу? ту Европу, где все, якобы для нужд людей? и где жили люди реально кучеряво!?.. месяцы, а порой и недели проходили и государство капитулировало, вы этого бы все хотели? вот это и было у нас в приоритете и на госуровне решалось, частнику слабо такое вытянуть… у кого сейчас есть хоть подобие армии? правильно! у США, а почему они туда вкладываются?.. почему вообще частник инвестирует туда, где отдача то ли будет, то ли нет? только тогда частник вложится в дело, когда ему с дела пойдет прибыль и соответственно, частный бизнес содержит армию лишь тогда, когда он при ее помощи рассчитывает грабить на госуровне, что мы сейчас и видим… ))) так это штаты, в которых почти весь мировой капитал, а капиталисты Европы даже, не могут себе позволить такую роскошь как оснащенная регулярная армия (вот понесло то меня сегодня)))) они бы и рады может где пограбить, да армия нынче дорого выходит, да и те же штаты не дадут, они грабеж стран своей исконной привилегией считают, а оборонительную армию, чтоб все на высшем уровне, как у нас, так это один расход же, то ли нападут на тебя, то ли нет… в союзе тоже умели считать и причем знали, что нападут, вот и строили прежде всего оборонку и для оборонки, и сейчас у нас она доси самое приоритетное направление и, слава богу, что она доси в руках государства, то есть того, что от этого государства осталось и только отдельные заказы, не шибко технологичные, отдаются частникам, а все основные направления под госуправлением ходят, а то частники нам на разрабатывают особенно с их любовью к долгосрочным и высокотехнологичным инвестициям, им частникам ближе навар по-быстрому и побольше и чтоб производство попроще и затрат на него поменьше, вот потому мы все и тогда имели, что имели и нынче имеем, что имеем. Хорошо хоть реально армию самую крутую имеем, спасибо советскому наследию, а машины… Чего ж интересно частный бизнес не развивает отечественный автопром?.. Чего рулит сейчас этот ввоз импортных авто? а все как раз потому так и есть, что в свое вложиться надо,-когда-то оно еще окупится, а производство, да если с нуля, это ого-го какие денжищи надро, а вот спекулировать и проще и прибыль сразу, вот куда и во что смена государственной идеологии то теперь выплясалась, милдруги. Машин, всм своих машин, у нас как не было, так и нету дос! ))) Зато на лево денющки теперь несем, вместо того, чтоб гулять дома на свои, чтоб свои заводы и своя отрасль экономики, то есть рабочие места и право на труд, и возможность отдыха и прочее соответственно. )))) Нас на этом и купили, а мы купились, как идиоты, ну да не знали же тогда про бесплатный сыр в мышеловке, вот и угодили в нее ))) Да и что нам тот бесплатный сыр, когда у нас и лечоба и учеба бесплатная была, так еще и 10 классов обязалово было отучиться, какой нафих сыр еще, какие мышеловки, и от кого… от своего, советского руководства?.. которое все для нас… да не успело, тупо не успело оно дать все, что хотело, не дали ему такой возможности, развалили, ибо много черезчур и так давало, а мы ценить разучились напрочь. ))))
Какую тут бредятину несут про нищету. У меня родители работали не министрами, мать работала в 2 смены получала 140 руб и отец работал на железной дороге 190 руб. Этих денег хватало за уши. Вот продуктов не было это. А Москвича правда можно было купить кто хотел.
На рубль в столовой можно было хорошо поесть.Вот и посчитайте если каждый день кушать в столовой это 30 рублей,но поужинайть и завтракать тоже ещё 30 руб, ну и сколько оставалась? Какая бл. нищета???? Денег было вагон, а купить было нечего. В СССР хреново работала доставка всего лишь, а производство было на ура. На складах всё валялось месяцами, всё устаревало.Ещё была беда с новыми внедрениями в производство.
Да была нищета и кругом, мать работала в саду, отец инженером, постоянно не хватало денег, копейки считали, еле ТВ цветной купили в кредит, я носил обноски старшего брата. не хочу вспоминать, единственно были профсоюзные путевки в санатории и пионер лагеря — вот это было классно.
бггг, год рождения назовите свой, пжлст
Мой отец пахал учителем, мама была воспитателем в дет. саду, нас было четверо в семье. машины никогда не было, денег хватало еле — еле — постоянно занимали, родители ругались, бедность, бедность…. нет у меня ностальгии по совку при всех его достоинствах. В СССР реально хорошо жили барыги, воры, военная. ГБ — шная и партийная элита, и все кто рядом их обслуживал. Остальные как были рабами, которые в своей жизни ничего не видели кроме передач по ТВ, у кого он был.
Вы совершенно правы! Да, именно гебня и партийная элита жили запредельно хорошо. К сожалению при любом строе хоть социал хоть при капиталистическом, во власть попадает сволочь, для которой кроме денег и собственного обогащения, нет ничего святого.
Это как так? В СССР было 30 легковых на душу населения-это включая госмашины. А у вас в классе аж одна частная машина на четырех.
А вот в моём классе только у двух была машина в семье . А в классе 29 человек
И, кстати, если у нас сейчас система общественного транспорта угроблена, то почему она лучше чем в СССР?
Поправка в предыдущий пост. Не на душу население, а на тысячу душ, разумеется.
Попрошу обосновать — чем современная транспортная система лучше, чем в Союзе, желательно в цифрах.
Еще раз повторяю — Вы уважаемый, жили в какой то непонятной стране.
И если ведро, которое перевозит частное тело в частном порядке для Вас является абсолютной ценностью, что же — Вас можно только пожалеть.
Автор, как бы помягче выразиться, ну вообщем — непонятно в какой стране он жил.
Для справки — ВАЗ 21011 стоил в начале 80-х 7200р.
Когда я учился в школе (рабочий пригород Новосибирска)- у каждого четвертого в классе в семье имелся Жигуль или Москвич, при этом на голодающих мои одноклассники похожи не были.
И таки да — все граждане в Союзе были людьми второго сорта, поэтому их насильно заставляли бесплатно лечиться, получать бесплатное высшее образование, платить копейки за коммунальные услуги, ездить каждый год на юга и за этим зорко следил KGB.
А еще как заметил uartist в СССР была отлаженная транспортная система. Что уж говорить — самолеты из городского аэропорта битками набитые летали в каждый райцентр области, а про электрички с автобусами я совсем молчу.
Студентами мы особо не заморачиваясь мотались и в Крым и в Ленинград и на Байкал, ну и в каждом городе который мы посещали, гэбистские псы вылавливали таких как мы и под страхом расстерла заселяли в гостиницу в которой «местов нет». В Ленинграде и вовсе в гостинице «Октябрьская» у Московского вокзала ночевали в номере за 5р. на двоих, а ну как сегодня студенту в такую гостиницу заселиться.
Но не это главное. Что на сегодня дает доступность авто:
— забитые доступными авто дворы, так что жильцам пройти негде;
— кучу ржавых ведер разъежающих гордо дымя выхлопом ( а что поделаешь — систему общественного транспорта угробили, а контроля тех.состояния многомиллионного автиопарка не наладили)
— пробки на дорогах мегаполисов, где люди вынуждены проводить время часами.
Короче автора жаль — вырос в каком то тоталитарном мордоре, и надо полагать от недостатка витаминов такие, мягко говоря мрачные фантазии. В народе это называется триппер головного мозга.
Как-то в столице попал на момент,когда на всех площадях «азлыки» стояли с девизом «деньги-товар»-садись и поезжай. И это было очень приемлемо для трудящихся Средней Азии,чтоб домой с банкнотами не возвращаться.
А «азлык» в песчаной пыли был очень востребован против «жигульки»…
1) Ну восьмёрка, например восемь и стоила
2) Ну почему же. Я описывал то почти с натуры, как один инженер на заводе решил накопить и купить Жигуль. И он сделал это, пройдя вот то, что я написал.
3) Были конечно. Например я в шахте просто ГРП , ну подсобником, получал 400-450 рублей. Забойно-проходческая группа вполне могла и по тысячи за месяц получать. Большие зарплаты были у работников карьеров, особенно у экскаватарщиков и водителей Белазов. Очень хорошо получали металлурги. У этих категорий населения накопить на машину получалось гораздно быстрее. Ну там ещё и родители со сберкнижки тысячи две-три подкинут. То есть полуголодное существование они, в процессе накопления, могли не вести, но всё остальное их ждало тоже самое.
4) А, что касается барыг, официантов и рубщиков мяса, то да — они зарабатывали больше чем космонавты, но вот именно они то, с их связями машину приобретали безо всяких вышеописанных проблем. И уж тем более без хамства. Ну кто бы в СССР стал хамить аж целому рубщику мяса? Это ж не шахтёр и не учитель, а уважаемый человек
К тому же он не с пустыми руками за машиной то приезжал. А именно, что с мясом
Нет. Как раз вот им то и не хамил нигде и никто.
Блин, ну мрак.
Однако в этой статье уже чутка антисоветчинкой потянуло…без нужды слишком часто и слишком эмоцианально упоминается Советская власть.
Тогда надо уже упоминать что в противовес частному транспорту Советской властью была создана отлаженная система, почти
бесплатного ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА на котором можно было добраться куда угодно. У нас Питере трамвай стоил 3 !!!( ТРИ ) копейки и были маршруты из одного конца города в другой. Я, будучи школьником 5 класса, очень любил на одном из таких маршрутов после школы кататься…очень романтично было , особенно в дождь…этакое приключение…от кольца до кольца в оба конца за три копейки.
Хотя понимаю…речь о покупке и владении личного автотранспорта, а не об общественном.
Жду с нетерпением продолжения!
Да и ещё , думаю краски слишком сгущены
1. Жигули стоили 5500 ( вроде , могу ошибаться ) а вот «Волга » стоили 7тысяч с чем -то.
2. Человек с зарплатой на семью (а речь в статье идёт о среднестатистическом гражданине ) в 200 рублей и думать не мог о покупке машины…если он в своём уме . конечно.
3.В СССР были люди . которые получали о -очень даже приличные деньги , порой до 800- 1000 рублей в месяц (Вон Мухин хвалился, что он на перефирии до 1000 рублей в месяц получал ) Были ещё всякие рубщики мяса. цеховики. офицанты и так далее которые и поболее поднимали в месяц.
4. Зная. что простой нормальный человек в СССР просто физически не сможет купить машину «обслуживающий «персонал всех этих магазиноы где продавались машины и соответственно относился к покупателям…как к рвачам. барыгам, хапугам.
Но это с-о-овсем другой разговор.Хамство я не оправдываю…но и реалии тех лет знаю.
Мой отец в 72 году купил Жигули. Вот машинка была прелесть ! Нам повезло стать обладателями, потому что, мать была «сельским специалистом» а им давали машины без очереди.