Как граждане СССР жили

Статьи из далекого прошлого и аналитика будущего

КАК ГРАЖДАНЕ СССР АВТОМОБИЛЯМИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ (часть вторая)

Автопробегом по бездорожью ! Автомобили в СССР

ЖИГУЛИ 
Итак, радостный, счастливый и гордый, вы таки купили автомобиль. Однако очень скоро к вам в голову будут всё чаще и чаще закрадываться мысли о том, что, кажется, вы напрасно это сделали.

Потому, что СССР, огорчённый, тем, что вы умудрились его победить, пройдя квест по покупке машины, решил приняться за вас всерьёз.

Так, вы с удивлением узнаёте, что оказывается, вы сам лично не можете решать, кого вам возить на автомобиле. За вас это уже решил СССР. Правда, тут он проявил несвойственную ему и даже какую-то, мелкобуржуазную, непоследовательность и мягкотелость.

А именно: кого вам везти на вашем личном автомобиле – решала власть. А вот кого вам НЕ ВЕЗТИ на нём, могли уже решать вы сами. Кого хотите того и НЕ ВЕЗИТЕ.

На автомобиль, едущий с одним только водителем, Советская власть особого внимания не обращала. А вот автомобиль с заполненными пассажирскими сидениями возбуждал в ней охотничий инстинкт. Государство сразу же начинало выяснять- что это за умник нашёлся в его тесных и, как никогда, сплочённых рядах, который вообразил будто пассажирские сидения ему в машину поставили не потому, что так по проекту положено, а для того, чтоб пассажиров возить.

Инспектор ГАИ мог остановить такую машину и задать вопрос:

— Кого везёте, гражданин?

Сейчас бы он в ответ получил встречный и вполне закономерный вопрос:

— А ваше, какое дело? У вас, что операция «Перехват»?

В СССР так ответить мог только тот, кто окончательно чокнулся во время прохождения квеста по покупке автомобиля. Нормальный человек, во избежание крупных неприятностей, должен был сообщить фамилии и имена пассажиров и объяснить, что это его родственники. Ведь родственников то мне можно на машинке покатать, товарищ инспектор?

Родственников можно. Это СССР всё-таки разрешал, с целью укрепления советской семьи. Но вот родственники ли у вас в машинке, гражданин? Это мы сейчас проверим.

Инспектор ГАИ, приказывает вам стоять, где стоите, а сам направляется к пассажирам. Спрашивает у них документы и интересуется, а вот тот водитель, он вам кто и, кстати, звать его как, а?

Ваше счастье если это и вправду ваши родственники или они знают как вас звать.

Потому, что иначе означало, что вы, сволочь, решили трёшку перехватить и подвозите кого- то на своём личном автомобиле.

И за это у вас могли:

а) отнять права

б) конфисковать автомобиль, как источник преступных доходов

в) вас конфисковать из семьи и упрятать, правда не надолго.

Называлось вот это вот всё «борьба с нетрудовыми доходами» Особенно обострился этот идиотизм в 83 году когда к власти пришёл Андропов. Советскую власть очень заботило, чтоб граждане вдруг не разбогатели.

запор-30

Но на практике всё было не так уж страшно. Просто, к тому времени, лично помню, все уже настолько устали от окружающего бардака и маразма, что на инициативы родной партии плевали. Причём на все, не только на эту. Гаишники крайне редко интересовались – кого это вы там везёте. А если выяснялось, что колымите, то вопрос решался тут же, за небольшую взятку инспектору.

Правда, когда Андропов решил усилить «борьбу с нетрудовыми доходами» и гаишников обязали, для отчётности, всё таки выловить кой каких колымщиков, то несколько бедолаг действительно попали под раздачу.

Ну ладно. Допустим вам удалось убедить власть в том, что вы не подрываете основы социалистического строя путём перевозки граждан за деньги, а возите только родню и друзей. Но ведь даже для того, чтобы возить родню или, от греха подальше, себя одного, автомобилю нужен бензин, не так ли?

Ага. Вот тут то вы опять и попались. Хе-хе. Готовьтесь, сейчас СССР с вами начнёт играть в очень увлекательную игру под названием «Купи бензин»

Для начала вам надо вообще бензоколонку найти. Это не так- то просто, как может показаться гражданину РФ. Во-первых в СССР бензоколонок было очень мало. И они делились на две неравные категории. На одних заправлялся государственный транспорт. На других частный.

Вы, со своим «жигулёнком» могли заправиться только на вторых.

Сколько их было ? Ну на весь мой родной Киселёвск ( 190 000 жителей) ТРИ автозаправки из них две для гостранспорта и одна для частного.

На всю Москву было сто автозаправок для частного транспорта.

Представляете, какие в СССР очередищи к заправкам были? Хм, пожалуй, не представляете. Ни представить, ни поверить с чужих слов, в очередь длиной в километр и более невозможно. Это надо было увидеть.

Кстати «Бензина нет» самая разобычнейшая табличка на советских заправках.

Но предположим бензин сегодня есть. Давайте сделаем такое фантастическое допущение.

И вы дождались своей очереди. Теперь вопрос: а как купить бензин?

Нормальный ответ – за деньги. Ну, ответ то нормальный конечно, но для СССР не верный. За деньги бензин на колонках в СССР не продавали. От так.

А как продавали, то? Оооо, это просто прелестная история, сейчас расскажу. Тем более, что соответствующая инструкция от 01.06.65 года как раз передо мной.

Усаживайтесь поудобнее, ибо история будет не короткая.

Итак

Вы обязаны купить заборную книжку и на ее обложке «без помарок и подчисток написать свою фамилию, имя, отчество, показания спидометра, марку автомобиля, его номерной знак и дату приобретения». Писать возраст, семейное положение и место работы, почему то было не обязательно, хотя это конечно со стороны власти было проявление непозволительной мягкотелости и близорукости.

Ладно. Написав, вы даете почитать написанное работнику АЗС и получает бензин. Плата взимается «путем отрыва талонов». Теперь вы можете мчаться на все четыре стороны, но не далеко. Потому, что на пути возникает контролирующий орган в лице инспектора ГАИ

Он требует заборную книжку и по оставшимся корешкам считает число купленных литров. Затем, сравнив это с показаниями спидометра, производит в уме сложение, вычитание, умножение и деление. Вы, изнемогающий от желания мчаться дальше, включаетесь в работу, надеясь ее ускорить… И вот вы уже оба считаете, шепча и устремив вдаль невидящие взоры, а ваш антисоветизм в это время всё нарастает и нарастает, причём как у вас самого, так и у гаишника. «После проверки корешки талонов погашаются путем их надрыва». Зачем «надрыв»? А вот зачем. Если автомобилиста задержит другой представитель закона, то ему демонстрируются надорванные корешки: дескать, считали, не будем повторяться.

Но как только новый порядок вступил в действие, то сразу же выяснились его недостатки. Ведь эти заборные книжки с талонами можно было приобретать на самой АЗС. А это уж через, чур удобно для советского человека. Поэтому немедленно в него были внесены добавления: АЗС запретили продавать заборные книжки. У нас не забалуешь.

Книжки можно было купить лишь в хозяйственных магазинах, да и то не во всех. И вот кидаетесь вы в один магазин – учет. В другой – обед. Кидаться в третий уже не на чем – кончился бензин.

Как быть? А как в СССР поступали все, так и вы поступайте.

Воруйте или скупайте краденное. Это касалось, конечно не только бензина, но в данном случае мы говорим именно о нём. Поэтому просто покупайте бензин у владельцев государственного автотранспорта. Или, что ещё проще, у него же купите талон на заправку бензина, на бензоколонках где заправлялись госмашины.

Так делали повсеместно. Эти госталоны были нечто вроде валюты, имевшей реальное обеспечение-бензин. И расходились по всей стране самыми причудливыми маршрутами. Например, во время проверки, проведённой в начале восьмидесятых на кузбасских заправках, там нашлись талоны с печатями Горьковской «скорой помощи» и Одесского похоронного бюро.

Ясен пень покупать вы и талоны и «живой» бензин будете не по госцене на бензин, а по настоящей, рыночной, т.е намного дороже. Зато будете с бензином.

бензоколонка

(Тут надо пояснить, почему я цену, ворованного у СССР бензина, назвал «настоящей». Дело в том, что цена это не то, что написано на ценниках. Цена-эта та сумма денег заплатив которую вы получите товар или услугу. В нормальной экономике эти две цены- та, что на ценнике и настоящая одинаковы. Но не в СССР. Там на ту цифру, что стоит на ценнике – госцена- внимания обращать не надо. За неё вам очень трудно будет, что нибудь купить, кроме крайне небогатого выбора продуктов. А купить вы сможете только по настоящей цене, в несколько раз выше государственной. Я уже говорил, что рыночная (т.е настоящая) цена автомобиля в СССР это две-три госцены. Бензин примерно столько же.

Или советский супермегадефицит- прокладка на водопроводный кран. Резинка такая. Госцена на неё была 80 копеек. По этой цене никто и никогда приобрести её не мог. Повторю- никто и никогда.

Вот автомобиль ещё можно было купить по госцене, пройдя описанные в предыдущей статье увлекательные приключения, а прокладку вообще нельзя. Зато по настоящей её цене – 3 руб. она приобреталась легко и без всякой очереди у слесаря из ЖЭКа. В этом случае деньги можно было заменить бутылкой спиртного.)

Ладно. Вернёмся к бензину. Итак, вы будете его воровать, никуда не денетесь. У вас просто выбора нет.

Ведь даже если вы и купите и заполните ту дурь под названием «заборная книжка», то шансов приобрести в обмен на корешки от неё бензин у вас мало. Ибо, как подсчитали ещё в семидесятых, все автоколонки для частного транспорта в СССР могли обеспечить бензином только 50% автовладельцев.

Вот так, обеспечить могли только 50%, а ездили то все 100%. Откуда бензин то брали? Ну воровали конечно. И кто их в этом обвинит? Да никто.

Ладно. И этот квест вы прошли, возите на машине только родных и близких, бензин покупаете ворованный. Но не думайте, что это всё. В следующей статье я расскажу о самом страшном горе советского автовладельца- поломка автомобиля и попытки его починить. Вы узнаете, что тяжёлое заболевание всей семьи в СССР было несчастьем гораздно меньшим, чем поломка машины.

Ибо болезни людей СССР лечил неплохо и бесплатно. А вот починить свои «жигули» там…ой-ой, … так же тяжело как квест «Купи машину» и «Купи бензин» вместе взятые и помноженные на два.

Назаров И.В. юрист

0

Автор публикации

Пользователи не найдены