Как граждане СССР жили

Статьи из далекого прошлого и аналитика будущего

ТЕЗИСЫ О ПРОТЕСТЕ

В настоящей статье я хочу дать краткую анатомию протеста. Показать, откуда он возникает, как движется, как появляются лидеры протеста.

Почему считаю, что у этой темы есть некоторая актуальность?

Потому, что, начиная с декабря 2011 года среди политизированной части граждан возникло мнение о начале массового протестного движения в РФ. Мнение это конечно более чем странное. Но ещё более странно то, что в той же политизированной среде считается, что протест в РФ продолжается только идёт, видите ли, на спад.

Обсуждается, почему он пошёл на спад. Кто тут виноват. И, что делать, чтобы этот протест пошёл на подъем или ( тут в зависимости от политических убеждений обсуждающего) исчез вообще.

Странно, но никто даже не ставит вопрос- а есть ли он вообще, протест этот ?

                                                              

Вот обсуждению именно этого вопроса я и посвятил данные тезисы. В них намерен показать две вещи, а именно:

  1. Никакого массового протестного движения в РФ после выборов не возникло, как и не массового тоже.

  2. Никакого протестного движения в обозримом будущем не возникнет.

Почему считаю, что имею право высказываться на такую тему.?

Дело в том, что мне довелось принять участие в настоящем протестном движение. Причём как в качестве простого участника так и в качестве одного из организаторов. Выглядят эти вехи моей биографии так

Сразу после армии, в 1989 году я, поступив работать на шахту, оказался участником знаменитых шахтёрских забастовок 89-91 годов.

Затем, работая уже в должности начальника караула пожарной части, я сам организовал и возглавил общегородскую однодневную забастовку пожарных. Причём забастовка наша, хоть и не на сто процентов, но достигла своих целей.

И , наконец, с 94 года работал в Теркоме профсоюза угольщиков. То есть оказался среди организаторов действительно массового протестного движения, сотрясавшего страну все девяностые годы.

Полагаю, что всё это даёт мне право высказать свои мысли по поводу протеста и также, даёт надежду на то, что эти мысли будут не глупыми.

Само собой разумеется, я ни коим образом не считаю свои тезисы абсолютной истиной и с готовностью приму любую деловую критику.

Итак, к делу

                                                                                      

Тезис первый: Что такое массовое протестное движение.

Массовый протест только тогда считается таковым, когда охватывает всю Россию. Массовые акции протеста как то забастовки, пикеты, демонстрации и митинги происходят абсолютно везде, хотя не обязательно в один и то же день. Они могут проходить в разных городах в разные дни, но уж идут непрерывно без выходных и праздников. Они непременно охватывают промышленность и сопровождаются массовыми забастовками.

Взглянем кратко на то, что творилось в девяностые. И, что мы видим даже при кратком взгляде? А видим следующее- массовые забастовки, демонстрации, митинги проходили всё это десятилетии практически непрерывно.

Единовременно в этих акциях принимало участие на самом пике 95-97 годах по 8-9 миллионов человек. Это и был настоящий Марш миллионов, а не тот нынешний, существующий только в нестабильных головах «белоленточников».

Формы протеста были самые разнообразные, причём на закон не обращал тогда внимания вообще никто из протестующих. Случались даже такие вещи, как не выход на боевое дежурство офицеров РВСН ( ракетных войск стратегического назначения) или, тоже немыслимый случай, в 97 году учебный год не начался 1 сентября из-за массовых протестов учителей.

В принципе не редкостью были захваты разъярёнными протестантами зданий мэрий.

палаточный протест (Израиль)

Перекрывались пути сообщения. Транссиб однажды встал надолго, кузбасские шахтёры перекрыли.

Повторяю- это творилось все девяностые, не прекращаясь ни на один день. Только забастовок происходило до 20 тысяч в год. Страну трясло и трясло очень неслабо.

Взглянув кратко на действительно массовый и действительно протест, перенесём свой взор на современность и попытаемся хоть нечто подобное обнаружить сейчас.

Ну и где оно? А нету. Не то, что издали и невооружённым взглядом, как только, что мы смотрели в девяностые, но и вблизи через микроскоп никаких протестов не разглядишь.

Что, собственно говоря, произошло в выборный период 2011-12 годов?

А было вот, что:

— небольшая часть столичного офисного планктона вышла на улицу потусоваться в преддверии новогодних праздников. К ним присоединилось некоторое количество граждан, которым, в силу чисто медицинских причин, внутренне потребно принимать участие в любой массовой буче и постоянно бороться против чего нибудь и за, что нибудь. Ровно точно так же как алкоголику потребна ежедневная выпивка.

                                                                                

Москва город большой, но даже и там количество вышеуказанных граждан не перевалило за несколько десятков тысяч человек. Уже в Питере их было значительно меньше. Остальная Россия даже и не пошевелилась.

Ну и где тут массовый протест? Да в девяностые на такое происшествие и внимания то особого никто не обратил бы.

А сейчас, что у «антипутинцев», что у «пропутинцев» чуть родимчик не случился. Охладитесь господа. Не было никаких протестов и нету их. И взяться им неоткуда. Почвы для них нету.

А, что такое почва для протеста?

Вот об этом у меня для вас приготовлен

Тезис второй: Почва для протеста

Любой протест с политическими требованиями вырастает из протеста с экономическими требованиями.

Экономика базис для политики отсюда и экономический протест базис для политического.

Выглядит это следующим образом. Сначала начинаются акции протеста с экономическими требованиями. Затем либо эти требования не выполняются, либо выполняются но особого облегчения населению это не приносит. ( в 1989 году практически все требования шахтёров были выполнены, но в умирающей советской экономике это уже ничуть жизнь шахтёров не облегчило)

Вот тогда экономические требования уходят с повестки дня и заменяются политическими.

И «слить» такой протест уже невозможно, ибо он имеет под собой почву. И почва эта, образно говоря, ни, что иное как господин Пустой Холодильник. Его словами и обещаниями не наполнишь. Он снова и снова будет гнать человека на протест.

Было ли хоть, что нибудь подобное в 2011-12 годах? Выдвигал ли хоть кто нибудь из «болотной оппозиции» экономические требования? Поставим вопрос шире: да хоть один голодающий то был среди «белоленточников»?

Да нет конечно! Откуда взяться экономическим требованиям после десятилетия роста уровня жизни? В том же 2011 году по всей стране было всего девять(!!!) забастовок с числом бастующих порядка двадцати тысяч. И это ещё был рост по сравнению с предыдущими периодами. Ибо, например в 2010 забастовок не было вовсе.

Напомню, что когда в 99 г. число бастующих в РФ снизилось (!!!) до полумиллиона человек социологи заговорили о спаде забастовочной активности.

И они были правы, ибо до 99 года число бастующих стабильно переваливало за миллион.

Итак, никакого политического протеста в современной России не было и нет. Ибо политический протест вырастает всегда из экономического, а для экономического протеста почвы нет и не предвидится.

Следовательно и для политического протеста почвы нет и не предвидится.

Тезис третий: Лидеры протеста.

Сейчас почему то считается, что лидеров протеста можно выбрать голосованием в интернете (см.Координационный совет оппозиции)

Смешно. Ибо лидеров протеста рождает сам протест. Сначала в силу объективных экономических причин возникает протест, а потом появляются лидеры. И появляются они не из столичной фрондирующей тусовки , а из самой массы протестующих. До начала массовых протестов никаких протестных лидеров нет и взяться им неоткуда. Почвы нет.

предводитель команчей

Как экономика почва для протеста, так и протест, в свою очередь, почва для появления лидера.

И лидер протеста это тот кто живёт и работает рядом с протестующими, в тех же условиях, что и протестующие.

Только тому вера, кто ежедневно вместе с протестующим спускается в шахту или идёт на завод. Другого протестующая среда отвергнет.

Поэтому все нынешние «белоленточные лидеры протеста» могут действительно стать таковыми, когда в протесте примут участие те коллективы, в которых они работают.

А, кстати, где они работают? На каком крупном предприятии? Ах ни на каком. Ну тогда ни лимоновым, ни навально-удальцовым вперемешку с немцово-каспаровыми никакими лидерами протеста никогда не стать.

Когда (если) возникнет массовый протест вот тогда и появятся его лидеры. И это будут, уверяю вас, абсолютно неизвестные сейчас люди.

Они неизвестны сейчас никому даже ФСБ. Им даже самим пока неизвестно, что протест выдвинет их в лидеры.

Никаких нынешних вождей и вождишек среди них, разумеется, не будет.

Таковы мои тезисы о протесте.

Назаров И. В.

Юрист.

0

Автор публикации

Пользователи не найдены