Долго раздумывал-писать или не писать эту статью. Ведь уже очень давно о Горбачёве не принято говорить, что нибудь хорошее. Легко понять почему. Решив реформировать страну, он проиграл с треском. Страна исчезла, куда уж больше провал. Таких провалов ни история, ни люди, особенно современники, не прощают.
И всё таки решил, что надо написать об одной практически неизвестной, но славной, странице в государственной деятельности Горбачёва. Это несколько прояснит вопрос о том: как такой человек как Горбачёв мог оказаться у руля СССР. Да, по заслугам оказался. Показал себя как грамотный, энергичный руководитель, вот и оказался.
Речь пойдёт о том, как Горбачёв, ещё не будучи генсеком, без всяких преувеличений спасал страну страшной зимой 1984/85 .
Итак, на дворе зима 84/85 года. Тяжело больной Черненко фактически отошёл от дел и даже обращался с просьбой об отставке. Не отпустили. Не приняты были в высшем руководстве СССР почётные отставки. Или, в опалу, как Хрущёва и Молотова или с почётом, но вперёд ногами.
Страной фактически руководит Горбачёв. Он уже успел , за время работы в Политбюро, снискать себе среди партийной и хозяйственной элиты имидж умного и энергичного руководителя. Работоспособного, старающегося глубоко вникать в решаемые им вопросы.
На фоне старцев, что руководили страной до него и руководят и зимой 85 года – он выглядит превосходно.
Однако судьба, в эту зиму, приготовили и ему и стране тяжелейшее испытание.
На СССР свалились небывалые морозы, а когда они немного спадали, валил и валил снег.
Ситуация была близка к катастрофе, экономика СССР оказалась на грани полного коллапса.
54 крупнейшие теплоэлектроцентрали, составляющие основу энергетики, могли остановиться в любой час. Загрузка их углём шла, в прямом смысле слова, с колёс.
А вот с колёсами было плохо. Из за суровейшей зимы с транспортом была такая ситуация:
— на магистралях стояли сотни брошенных замёрзших локомотивов
— двадцать две тысячи вагонов застряли на подъездных путях, и разгрузить их не было ни малейшей возможности из-за намертво смёрзшегося груза
— снегопады непрерывно заваливали как железные дороги так и автомагистрали.
Готовилась экстренная полная остановка сотен крупнейших предприятий, чтобы освободившийся газ и мазут бросить на отопление и освещение жилых помещений, дабы не допустить их размораживания.
Однако размораживался жилищный фонд тоже активно. Вода замерзала в трубах , батареях и лёд разрывал их.
Сам помню, как в ту зиму такая беда свалилась на самый крупный «спальный» район моего родного города – Красный Камень. Он был разморожен полностью, а ведь это десятки тысяч людей.
Им экстренно раздали буржуйки и начали бесплатно, дважды в день снабжать углём. Выглядело это так: утром подъезжают несколько БелАЗов (огромный карьерный самосвал) и выгружаю кучу угля метров, наверно около двадцати высотой. Со всего района набегают люди с вёдрами. Хлоп- и нет этой угольной «Пирамиды Хеопса» в полчаса.
Вечером-такая же картина.
Итак, страна на самой грани крупнейшей катастрофы со времён войны. Спасли её энергичные и решительные меры принятые руководством во главе с Горбачёвым.
Основные усилия Горбачёв направил на три задачи:
— сохранить энергосистему страны
— восстановить бесперебойную работу транспорта
— не дать замёрзнуть жилому фонду и социальным учреждениям
Ради последнего, как написано выше, готовилась даже остановка крупнейших предприятий страны.
Был создан оперативный штаб во главе с Горбачёвым, куда вошли Тихонов, Лигачёв, Алиев, Долгих.
Дважды в неделю проводились всесоюзные селекторные совещания.
В них принимали участие руководители министерств, ВЦСПС, народный контроль, республиканские ЦК, обкомы, руководство крупнейших шахт и заводов.
Вообщем практически весь управленческий актив регионов.
Селекторные совещания проводились очень оперативно и по деловому. За час с небольшим решались все вопросы, требующие вмешательство высшего руководства, затем всесоюзное селекторное совещание прекращалось и на местах, тоже не более чем за час согласовывали решение конкретных вопросов.
Горбачёв не подменял собой местные партийные и хозяйственные органы, не рулил непосредственно. Он взял на себя самую главную и самую тяжёлую задачу- координация и согласование совместной деятельности различных структур в условиях надвигающейся катастрофы.
Он тогда решительно сломал ведомственные перегородки между транспортниками, угольщиками, нефтяниками, металлургами, химиками, заставив их не спорить и перепираться между собой, как это всегда заведено у ведомств, а работать сообща, в команде, помогаю друг другу.
На местах , в ту страшную зиму, постоянно чувствовали спокойную, твёрдую, организующую руку Горбачёва.
И так все сто дней зимы. Ведь ни то, что оттепели, а простого повышения температуры хотя бы до – 10-15 градусов не было за всю зиму. Стабильно держался тридцатник и ниже.
Страшно представить, что бы могло тогда произойти, не окажись в Политбюро молодого и энергичного лидера.
Политбюровские старцы не выдержали бы работу в таких экстремальных ситуациях.
Надо сказать Горбачёв, сразу же как угроза катастрофы миновала, принял меры, чтоб такого больше не повторилось.
В большом количестве стали строиться новые подъездные ЖД пути, пункты обогрева вагонов
( до того такие пункты водились в единичных экземпляров), налажен массовый выпуск железнодорожных снегоочистителей.
Да-да снегоочистителей. Сложно поверить, но до Горбачёва в СССР железнодорожные снегоочистители выпускались в количестве, несколько штук в год.
Горбачёв в ту зиму показал себя так превосходно, что ни у кого не осталось ни малейшего сомнения – он и только он должен возглавить страну после Черненко.
Конечно успешное предотвращение беды той зимой было забыто под впечатлениями начавшейся «перестройки» , быстро обернувшейся катастрофой.
Но, думаю, знать об этом надо. Это даёт новые штрихи к портеру Горбачёва, позволяя сделать его не сплошь чёрным, а более многоцветным, а значит, и более правильным.
Довольно забавно ! Я и не знал что у него в биографии было что-то приличное ..
Абсолютные злодеи как и светлые герои бывают только в фэнтези и в индийских фильмах.
В жизни каждый человек многогранен. Тем более такие фигуры как Горбачёв.
Во времена Горбачева служил в милиции. Так что все его нововведения прошли через мою жизнь. Сильный человек был. Порой кажется что его приход — судьба России.
Но…очень печальная судьба.
Где та страна?
Нету её. И в огромной мере заслуга этого персонажа.
А зиму эту я помню, ибо как раз служил в Советской Армии и на территории у нас стоял градусник, что -бы…короче нужен был и вот там я в первый и последний (надеюсь) раз своими глазами видел температуру в 9-00 утра…. МИНУС 42 !
Запомнилось.
Зима та кошмарная была, да.Я тоже её хорошо помню.В статье дал пример как у нас в городе большой район заморозился нафиг. Трубы аж полопались
И главное по всей стране дикие морозы стояли , как наколдовали их прям.
Нельзя одного человека обвинять в практически знаковых событиях. Между, прочим во время путча 92 года весь народ советский орал- свободу !!