Как граждане СССР жили

Статьи из далекого прошлого и аналитика будущего

КУЗБАСС 1918 год (из истории протестного движения)

Продолжу свои заметки о том, что такое массовый протест и как он выглядит. Эта статья будет посвящена тому, что происходит, когда мечты «белоленточных» сбываются, революция сносит «систему» и к власти приходит клиническая оппозиция.

Итак, место действия: Кузбасс, район южнее г.Мариинска, Транссибирская магистраль, время действия октябрь 1918 года.

К моменту начала моего рассказа Советская Власть и в Кузбассе и в Сибири в целом уже пала. Мятеж чехословацкого корпуса быстро уничтожил Советы и власть перешла в руки рукопожатной и неполживой интеллигенции по большей части из числа членов разогнанного, к тому времени, Учредительного собрания.

В Кузбассе свержение Советской власти произошло особенно легко, так как рабочих-опоры Советов – в Кузбассе было незначительное количество. Сконцентрированы они были в районах прилегающих к Транссибу. Понятно почему, ведь практически весь рабочий класс Кузбасса на тот момент это работники железной дороги. Мятеж Чешского корпуса именно на Транссибе и произошёл, вот потому одним ударом Советы и прихлопнули.

кузбасс

Основную массу населения составляли крестьяне. В основном зажиточные. Земли им Советская власть дать не могла, потому, как помещичьего землевладения в Кузбассе отродясь не было, а вот свободной земли было как у дурака махорки. Бери, сколько хочешь.

Вообще ввиду изложенного к середине 18 года Советская власть пала и власть перешла в руки эсеровского правительства в состав которого вошли сплошь интеллигенты и сплошь неполживые и рукопожатные. Живи они сейчас, они бы непременно участвовали в борьбе против фашистского, нелегитимного и кровавого путинского режима.

Ну, а тогда такие вот креаклы то, во власть и пришли.

А, какая отличительная черта у «неполживых» ? Это разумеется- полное игнорирование реальности и следование своим умозрительным догмам во, что бы то ни стало.

Ну вот в Кузбассе того времени они именно так и начали действовать.

Дело в том, что Советская власть, земли то дать не могла, зато полностью освободила всех крестьян от долгов по уплате царских налогов и недоимок.

Знаете, что придумали наши «белоленточные» интеллигенты образца 1918 года?

Вы не поверите. Они отменили это постановление Советской власти и постановили взыскать все долги и недоимки, которые накопились с 1914 года по 1918 да ещё с пенёй, что набежала с октября 1917 года.( крестьяне же с октября 1917 платить перестали согласно Декретам Советов)

Уже неплохо, неправда ли?

Но этого показалось мало. Советская власть разрешила крестьянам невозбранно и бесплатно рубить казённый лес для своих и общественных нужд.

«Белоленточники» образца 1918 года отменили и это постановление Советов, распорядившись взыскать деньги за весь срубленный с октября 1917 года лес.

Вот читаешь такое и думаешь- где мозги у людей были? Ведь тихо же всё в Кузбассе на тот момент было. Ни восстаний, ни стрельбы, жили себе люди и жили.

Но, « Мы здесь власть» гордо заявили тогдашние «белоленточники» и в кузбасские деревни отправились рукопожатные и неполживые карательные отряды. Выбивать недоимки.

Я не ради красного словца применил здесь термин «выбивать». Их именно выбивали, в самом наипрямейшем смысле этого слова. Батогами.

Вот как это выглядело, например, в селе Чумай

Прибывший туда карательный отряд под командованием прапорщиков Солодовникова и Дмитриева, обложил штрафом каждую постройку срубленную после октября 1917 года, каждый столб поставленный после того времени. А в качестве недоимок по налогам постановил взыскать с этой деревеньки тысячу пудов хлеба и сто голов скота.

Крестьяне отказались. Тогда начался «правёж». Это когда всё мужское население бьют батогами до тех пор, когда избиваемый не отдаст долг или не умрёт.

В Чумае от рукопожатного правежа скончалось 19 человек. Насмерть батогами забили!

А ведь не в один только Чумай пришли «белоленточные» каратели. Они пришли во все сёла Мариинского р-на. И во всех сёлах начался «правёж»

-А чего их жалеть быдлоанчоусов то?- думали тогдашние «белоленточные» — Мы понимаешь, боролись против кровавого нелегитимного советского режима, а они сидели себе на печи и кашу с мясом трескали. Нет уж, мы здесь власть! А «быдлоанчоусы» пусть привыкают и в рынок вписываются.

Однако «быдлоанчоусы» почему то не захотели никуда вписываться ,и полыхнуло восстание.

И, знаете ли, неслабое, прямо скажу.

В два дня полыхнуло оно в 30 сёлах Мариинского района с численность населения около 60 тыс. человек.

Тут надо отвлечься и сказать, что большевистское подполье, конечно же в тех местах было. Но невеликое, ввиду общего малого числа пролетариев. Было их 12 человек. Они тоскливо чистили свои наганы, понимая, что таким количеством никакого восстания не поднимешь, а только голову потеряешь.

И тут вдруг такая нежданная помощь от «белоленточных». Большевикам и в голову не могло придти, что «белоленточники» на пустом месте, подготовят для них массу желающих принять участие в восстание. Но «белоленточные» всегда делают именно то, что нормальному человеку в голову не приходит. Креативный класс как никак!

Ну, а коли так- большевики восстание и возглавили, снабдив восставших оружием из своих подпольных арсеналов.

Правда оружия этого было очень немного- два пулемёта, сотни полторы «трёхлинеек», сотня наганов. Так, что основная масса восставших была вооружена тем, что под рукой оказалось. Охотничьими ружьями, косами, топорами и вилами.

Однако поначалу всё шло отлично.

В крупном селе Шестаково, большевики снабдили восставших оружием, разбили их на отряды и приступили к действиям.

Начали с того самого села Чумай, где рукопожатные каратели всё ещё выбивали долги.

Сам Чумай располагается примерно в двадцати км юго-западнее Шестаково

Отряд повстанцев в тысячу человек, под командованием Штарёва М.А в ночь на 18 октября выступил к Чумаю.

Подойдя в темноте к селу повстанцы окружили его, выставили посты на всех дорогах и с первыми лучами солнца ворвались со всех сторон в Чумай, где «белоленточные» каратели беззаботно дрыхли, неполживо упившись рукопожатного самогона.

Протрезветь, в этой жизни, было не суждено ни одному из них.

Примерно то же самое произошло в то утро в трёх десятках деревень района..

После первых побед был избран штаб восстания, разместившийся в центре охваченного восстанием края – селе Шестаковка.

На подавление восстания выдвинулся из Мариинска отряд под командованием прапорщика Канцера.

У села Дмитриевка 22 октября состоялось сражение, в котором повстанцы наголову разбили рукопожатных карателей Канцера.

Тогда власти поняли, что подходить к подавлению восстания надо серьёзней.

Из Томска, Ачинска, Новониколаевска ( ныне Новосибирск) по Транссибу в Мариинск были переброшены карательные отряды, большей части из чехов, с артиллерией и пулемётами.

Был составлен план по которому каратели, разбившись на три группы, должны наступать по сходящемуся направлению, взяв в итоге в кольцо деревню Шестаковка..

Повстанцы не сидели, сложа руки. Стянув силы, они решили дать бой карателям на удобной позиции в пяти км севернее села Дмитриевка.

Там протекает речка Кия, вот на её крутом берегу повстанцы и решили занять позицию.

Командование ими осуществлял участник русско-японской и Первой мировой, бывший фельдфебель Подберёзкин.

Под руководством бывшего сапёра Пашкова повстанцы неплохо оборудовали свои позиции в инженерном отношении.

Утром 25 октября начался бой. Несколько лобовых атак карателей под командованием капитана Урбанковского были отбиты с большими потерями для карателей.

 kuzz

Тогда этот капитан сообразил, что просто в лоб через речку ходить в атаку на укреплённую позицию глупо. И подтянул артиллерию. Раньше сделать это бывший царский офицер Урбанковский не догадался.

После часового артобстрела началась ещё одна ( правда по прежнему лобовая) атака и, скоро всё для повстанцев было кончено.

На плечах у немногочисленных выживших повстанцев каратели ворвались в село Дмитриевка и сразу учинили там расправу.

Надо сказать, что расправа удалась капитану Урбанковскому куда лучше, чем атаки на укреплённые позиции. По крайней мере здесь у этой рукопожатной сволочи сбоев не было.

Согнав всех сельчан к избе-сходне он приказал перепороть всех мужиков, а каждого десятого расстрелять.

Что и было сделано.

То же самое было сделано в занятых карателями сёлах Алчедате и Верх-Чебуле. Тут расстрелянных (каждого десятого , напомню) запретили хоронить, а побросали в реку.

А с северо-востока наступала вторая группа «белоленточных» карателей под командованием капитана Сергеева. Выбив повстанцев из Тисуля он также учинил расправу , перепоров батогами всех мужиков. Затем приказал расстрелять 22 человека.

27 октября отряд капитана Сергеева продолжил наступление на Шестаковку, подходя к ней с востока.

С севера, захватив паромною переправу через р.Кия, к Шестаковке приближались каратели уже знакомого нам капитана Урбанковского.

А с западу туда же тянули свои клешни каратели капитана Остапова, отличившегося тем, что он не расстреливал каждого десятого в занятых сёлах а просто смёл с лица земли пушечным огнём село Покровку . А село Ивановку этот неполживый сукин сын «пощадил». За это село заступилась учительница, жена одного из командиров -карателей. Благородный офицер Остапов не отказал даме в её просьбе, не стал вести артогонь по Ивановке, а просто приказал бить там всех батогами. От чего шестеро человек и скончалось.

Надо сказать, что силы карателей состояли в основном из чехов. Это понятно, чтоб «белоленточное» правительство и без помощи мирового сообщества управляло. Не было такого и не будет!

Именно в это время чешский писатель Гашек, незабвенный автор Швейка, воевавший тогда за красных, узнав о расправах в Кузбассе, писал : « Чешскими штыками подлая белая власть творит расправы, от которых кровь стынет в жилах у каждого человека..»

Да, что там Гашек, я в своём детстве ( а это семидесятые годы) часто слышал как старики, в застольях пели народную песню «Отца убили злые чехи, а мать живьём в костре сожгли»

Такие песни на пустом месте не рождаются и десятилетиями не живут.Однако вернёмся в кровавую кузбасскую осень 1918 года.
В условиях, когда Шестаковке угрожало полное окружение, штаб повстанцев отошёл из Шестаковки в село Чумай.

29 октября объединённые силы трёх рукопожатных капитанов – карателей Урбанковского, Сергеева и Остапова подошли к Чумаю.

Произошёл краткий бой, и каратели с трёх сторон ворвались в село.

С восстанием было покончено. Сразу же началась расправа. Празднуя победу, каратели зверствовали в Чумае особо жестоко.
Секли батогами не только мужиков, но и баб. Пересыпкину и Штарёву – жён руководителей восстания долго пытали, требуя указать места, где спрятались уцелевшие повстанцы. Не добившись ответа, повесили женщин.
Жили в Чумае два деда Ляхов и Недоспасов. Совсем древние деды. Их каратели забили кулаками. На спор, кому меньше ударов понадобится.В Чумай согнали всех пленных, захваченных карателями, и там же расстреляли.Так закончилось это восстание.
В общем вот небольшой, но наглядный пример, что бывает, когда «режим» рушится, а власть попадает в руки к таким , которые сейчас белые ленты таскают.
Полагаете, что сейчас, если, не дай Бог, сбудутся мечты наших «белоленточных» и ненавистный им «режим» падёт, события будут иначе развиваться, чем в 1918 году.

Да с чего бы это? Люди же в рядах нашей клинической оппозиции такие же в точности, что и в карательных отрядах, про которые я выше написал. С такой же психологией. Приглядитесь сколько в них ненависти. Внимательно приглядитесь…видите, видите?… они ведь уже давным давно не Путина ненавидят. Они уже всю Россию ненавидят.

Так, что всё будет ровным счётом также, с поправкой на то, что сейчас оружие куда как смертоноснее, чем в 1918 году.

————————————————

Назаров И.В 

юрист

0

Автор публикации

Пользователи не найдены