Депутат Госдумы и оперная певица Мария Максакова-Игенбергс в пятницу, 19 августа, внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за частичное или полное удаление женских гениталий, совершаемое в религиозных целях. Соответствующий документ опубликован в базе данных нижней палаты парламента.
Законопроект предлагает дополнить 136 статью Уголовного кодекса частями второй и третьей, прописывающими сроки за удаление внешних половых органов женщин. «Дискриминация в отношении женщины по религиозным мотивам, выраженная в частичном или полном удалении внешних гениталий, объясняемом целями религиозного культа, наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет», — говорится в документе.
Удаление в религиозных целях внешних половых органов несовершеннолетних Максакова предложила наказывать лишением свободы на срок от семи до 10 лет.
«Российская Федерация в соответствии со статьей 14 Конституции является светским государством. Никакие сакральные культы не могут служить оправданием «женского обрезания», поскольку тем самым отдельные догмы ставятся их последователями выше норм основного закона страны, единого для всех граждан, независимо от их религиозных взглядов», — говорится в пояснительной записке.
Как указывает автор записки, «мужское обрезание» по медицинским последствиям, включая психологические аспекты, невозможно сравнить с «женским» — клиторидэктомией (удалением клитора) и инфибуляцией (удалением половых губ и зашиванием влагалища).
Максакова отмечает, что «женское обрезание» является «формой нанесения увечий, основанной на дискриминации по половому признаку», а убеждения его сторонников о том, что данная процедура «физиологически ограждает женщин от безнравственного образа жизни, являются движущей силой этого анахронизма».
В документе дается ссылка на резолюцию ООН от 28 ноября 2012 года, запрещающую частичное или полное удаление женских гениталий.
«Таким образом, в связи с участившимися случаями «женского обрезания», происходящими в отдельных регионах нашей страны, возникла необходимость внесения поправок в Уголовный Кодекс Российской Федерации, устанавливающих дополнительные меры защиты прав лиц женского пола», — говорится в обосновании законопроекте.
В пресс-службе Марии Максаковой-Игенбергс «Интерфаксу» сообщили, что при подготовке данного проекте закона депутат проводила консультации с известными юристами в области уголовного права, в частности, Вадимом Багатурия.
Исмаил Бердиев: «Считайте эти мои слова неудачной шуткой»
В обосновании законопроект содержатся явные намеки на заявления председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, который сначала объявил клиторидэктомию средством «успокоить женскую прыть», а затем выступил за поголовное обрезание женщин, «чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась».
После этого «женское обрезание» стало темой ряда публицистических и официальных выступлений. Писатель и публицист Константин Зарубин в своей колонке на сайте «Сноб» отметил, что в Европе слова «женское обрезание» вызывают у широкой общественности примерно такую же реакцию, как слова «геноцид» или «газовая камера». «В толерантной Европе, если публичное лицо крупной религиозной общины — неважно какой — заявит по радио, что отрезать девочкам клиторы с целью «немного успокоить» «женскую прыть» — в порядке вещей, его немедленно съедят со всеми испражнениями за оголтелый сексизм и подстрекательство к насилию над детьми. И ни в каких центрах он больше председательствовать не будет».
«Гражданин РФ Исмаил Бердиев должен публично покаяться за то, что поддержал отрезание клитора и половых губ у маленьких девочек. Это как минимум. А лучше всего будет, если он немедленно перестанет координировать центры и заседать в президентских советах. Навсегда», — призвал публицист.
Позже Исмаил Бердиев отказался от предложения обрезать всех женщин, а в интервью интернет-изданию Meduza пояснил, что просто пошутил: «Считайте эти мои слова неудачной шуткой о том, что обрезание бы влияло на то, чтобы меньше было разврата».
Кроме того, из интервью выяснилось, что у спикера не было достаточной квалификации, чтобы давать комментарии по этой проблеме. По его словам, он слышал о «женском обрезании» в юности, еще студентом. «То, что сейчас делают или не делают, этого я тоже не знал. Я об этом слышал, когда мы с дагестанцами вместе учились в Бухаре. Вот тогда узнал я об этом, что там делают девочкам. В свои студенческие годы, это было в 1980-е», — признался Бердиев.
О том, у каких именно дагестанских народов, практикуется клиторидэктомия муфтий тоже не знал: «Я не знаю, у какой именно национальности это делается. Надо будет у них узнать».
Руководство Министерства здравоохранения РФ отметило, что процедура женского обрезания является калечащей практикой и не несет в себе ничего положительного, а Совет по правам человека при президенте РФ направил в Генеральную прокуратуру страны материалы по вопросу применения женского обрезания в отдельных районах Дагестана. Отчет об этой практике был представлен 15 августа правозащитной организацией «Правовая инициатива».
More Stories
Кухня реальной нищеты
Тотальная война без войны : все со всеми
Бывшая советская Прибалтика