14 июля 1430 года Жанну привозят в Руан и помещают в каменную башню под надёжной охраной. Здесь происходит её вторая встреча с Кошоном, после чего условия содержания Жанны резко меняются. Что произошло во время их второй встречи, остаётся тайной. Известно лишь, что Жанна передала Кошону какие то два кольца, которые были при ней ещё когда она впервые, три года назад, предстала в Шенноне перед дофином Карлом. И, кстати, быстрый доступ ко двору, тогда ещё дофина, ей тоже помогли обеспечить эти два кольца. Что это были за кольца, Бог весть. Может по этой причине, а может и по какой нибудь другой, отношение к Жанне меняется.
Её расковывают, помещают в верхнюю комнату, которую обставляют с приемлемым для тех времён комфортом.
Она отнюдь не проводит время в одиночестве. Её навещают для бесед знатные дамы. Прогулки ей не разрешают, но решёток на окнах нет, сами окна достаточно широкие и не мешают Жанне наслаждаться светом и воздухом.
Но, разумеется, кипучая энергия Жанны не позволяет ей сидеть сложа руки. Уже через неделю после прибытия в Руан, она совершает попытку побега. Сделав из простыней верёвки она пытается спуститься из окна. Увы. Простыни обрываются и она падает вниз, вывихнув ногу.
Даже после этого условия её содержания не ухудшаются. Правда, теперь Жанна прикована к постели своей травмой.
А, что же снаружи её тюрьмы? Там кипят страсти.
Ну во первых буйствует Жиль де Рец- Синяя борода. Как только он узнал о пленении Жанны, то немедленно выступил к Компьену. Синяя борода, отчего то решил, что Жанну держат где то в войске Компьен, осаждающем. Он громит бургундцев, снимает осаду с города. Узнав подробности пленения Жанны, Жиль де Рец впадает в ярость и вешает мэра Компьена. Того самого, что распорядился закрыть ворота и не пускать Жанну в город. Допросил ли Синяя борода предателя перед казнью или нет, остаётся неизвестным. Затем он всё таки установил, что Жанну перевезли в Руан и делает попытку пробиться туда.
Однако здесь ему противостоят уже не бургундцы, а отборные части англичан, которые отнюдь не собираются расстаться с Жанной вот так вот просто.
Жиль де Рец разбит. Он отступает в Реймс где требует разговора с Карлом Седьмым. Разговор их происходит наедине, о чём они говорили, тоже неизвестно. Но, по свидетельству очевидцев, после беседы с Синей бородой, Карл Седьмой вышел бледный и пошатываясь.
А Кошон, тем временем, собирает судилище. И не всё у него идёт гладко. Верховный Инквизитор Франции, Мартин Биллорини наотрез отказывается от участия в процессе.
Этот худой фанатик, прославившийся своей жестокостью к еретикам и ведьмам, был однако не лишён чувства справедливости. На недоумённые вопросы Кошона: «Почему Святая инквизиции отказывается судить еретичку и ведьму, каких ещё свет не видывал?» инквизитор шипит в ответ: «Потому, что приговор положено выносить после суда, а не до него».
Дав таким образом, понять Кошону, что он думает о предстоящем суде, инквизитор прогоняет епископа.
Судить за колдовство и ересь, совсем без участия инквизиции, как то не логично и Кошон обращается к главе руанской инквизиции Жанну ле Метру. Тот даёт предварительное согласие, однако, как только ознакомился с обвинительным актом Жанны, состоящим аж из семидесяти пунктов и изготовленным Парижским университетом, то сразу же отказался от участия в процессе. А может, к тому времени, уже и Верховный инквизитор прочистил мозги своему руанскому подчинённому.
Но, как бы то ни было, а Святая инквизиции Жанну не судила. А вот реабилитационный процесс Жанны- целиком и полностью проводила именно инквизиция.
Кошон всё таки сколотил состав суда из сорока пяти отцов церкви, в основном парижан и жителей парижских предместий. А там, как мы помним, после похода Жанны на Париж, любовью к ней никто не пылал.
Вот и обвинительный акт против Жанны составил именно Парижский университет.
Дальше Кошон совершает невероятную подлость. Не смотря на то, что Святая инквизиция отказалась принимать участие в расправе над Жанной, он объявил процесс против Жанны, именно инквизиционным. А ведь считался грамотным и уважаемым правоведом.
В чём подлость? А дело в том, что на инквизиционных процессах обвиняемому не был положен адвокат. Кошон тем самым, думал облегчить себе задачу. Ведь чего проще как запутать в хитрых вопросах молодую девушку и обвинить, на основании её ответов, в ереси и колдовстве?
Но не на ту нарвался.
Процесс над Жанной начался 21 февраля 1431 года. Заранее торжествуя лёгкую победу над Жанной, Кошон захотел триумфа публичного. Доступ в зал он открыл для всей местной и английской знати.
Для начала Жанне зачитали обвинительное заключении из семидесяти пунктов, написанных по латыни. Кошон думал, что Жанна латынь не знает и автоматически согласится с тем, что так торжественно и важно зачитали ей отцы церкви на том языке, на котором служат в церквях.
К удивлению присутствующих Жанна прекрасно поняла, что это не молитва, разобралась в чём её обвиняют и отвергла все пункты обвинения.
Таким образом, надежда на «чистосердечное признание» отпала, и пришлось приступить к процессу.
Жанну просят дать клятву на Библии в том, что она будет говорить суду правду и только правду
— Как это? – удивляется Жанна – А вдруг вы будете спрашивать меня о том, чего я не захочу рассказывать.
Судьи настаивают и вновь натыкаются на твёрдый отказ. Однако им надо, чтобы Жанна дала такую клятву, тогда можно будет, в ходе процесса уличить её во лжи, что будет являться доказательством того, что она колдунья. Не может же честный человек нарушить клятву на Библии.
Они идут на хитрость.
От Жанны потребовали, чтобы она прочла «Отче наш», тогда считалось бы, что она клятву, всё таки дала.
Но , оказывается, она прекрасно знает эту уловку.
— Только если вы исповедуете меня – был ответ.
А вот этого святые отцы не могут сделать. Исповедовать- значит простить грехи. А простить грехи – за, что же тогда судить?
Вновь и вновь судьи требуют от Жанны то присяги на Библии то «Отче наш» и Жанна каждый раз отказывается.
Двадцать раз подряд это происходило. И можно понять, почему на двадцатый раз протокол зафиксировал такой ответ Жанны, на очередное предложение дать присягу.
— Нет. И , если сказать правду, вы изрядно надоели мне.
Протокол фиксирует, одобрение публикой этого ответа. Очевидно, зрителям судьи тоже успели надоесть своей упёртостью.
На этом и закончился первый день.
В дальнейшем процесс проходил просто бесславно для суда. Жанна показала необычную стойкость и знание всех богословских хитростей, что пытались применить против неё судьи.
Вот воспоминание свидетеля процесса:
«Они задавали ей свои мудрые вопросы, и она превосходно отвечала. Иногда допрашивающие меняли тактику и, внезапно разорвав логическую цепь мыслей, переключали ее внимание на иной предмет, дабы убедиться, не будет ли она противоречить сама себе. Они изнуряли ее в течение нескольких часов беспрерывными допросами, которые даже для самих судей были утомительны. Из сетей, которые на нее набрасывали, не выпутался бы самый искусный человек. Она же давала свои ответы с величайшей осмотрительностью, и ее эрудиция была совершенной в такой степени, что все эти три недели я думал, не действует ли она по вдохновению свыше»
Вот например Жанну спрашивают:
— Есть ли на тебе благодать божья?
Тут даже один из судей запротестовал. Ведь вопрос то очень коварный. Ответит «нет»-признается, что колдунья, ответит «да» — обвинят в дьяволовой гордыне.
Жанна отвечает:
— Если благодать есть на мне, то я прошу Господа сохранить её, если благодати на мне нету, то прошу Господа даровать мне её»
Жанну снова пытаются загнать в ловушку. Её спрашивают, не желает ли она, чтобы её отвезли для допроса к Римскому папе
— Конечно желаю – охотно соглашается Жанна.
Представляю как возликовали после этого ответа члены суда. Вопрос то они задали с подвохом. Дело в том, что тогда было аж целых три Римских папы, каждый из которых считал себя истинным Папой, а своих соперников еретиками и «антипапами».
Вот судьи и спрашивают Жанну:
— А к какому Папе тебя отвезти?.
И назови она любое из трёх папских имён то, тут же была бы обвинена в том, что является сторонницей «антипапы», а, значит, еретичкой.
Жанна пожимает плечами и, прикидываясь наивной девочкой, спрашивает суд:
— А разве Пап несколько?
Кто яму копал-тот в неё и упал! Ну-ка, святые отцы, попробуйте заявить, что Римских пап несколько! За такие заявления можно и на месте Жанны оказаться. А им этого уж совсем не хочется. Им на своём месте хорошо.
Устав позориться публично, Кошон объявляет процесс закрытым для публики.
А для Карла Седьмого, тем временем, как для каждого предателя, наступает время получить плату за предательство.
Пользуясь тем, что Жанну обвиняют в колдовстве и ереси, и громогласно вопрошая: «Что же это за король, если он получил корону от ведьмы?» англичане коронуют королём Франции своего короля.
Этого Карл не ожидал. И заметался пытаясь удержать ускользающую корону. Оказывается Жанна то ему была ещё нужна. Рано он её предал. Ай-яй-яй, ну кто бы мог подумать.
Но и кроме Карла есть кому вступиться за Жанну. Вновь на сцене, вернее за кулисами, появляются жанины «голоса». И их звучание, совсем не радует членов руанского судилища.
Мощно!
Спасибо за историю
Потрясающе !
С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРОЧИТАЛ.