В этой истории речь пойдёт о двух адмиралах великого султана Османской империи Сулеймана Великолепного.
Об Хайр Ад Дине Рыжебородом, который начинал как пират, а закончил жизнь адмиралом. Который окончательно выбил европейцев с вод Средиземного моря, за что заслужил от турок почётное звание «Крокодил средиземного моря»
Который своими славными победами над европейскими флотами стяжал для турецкого флота славу непобедимого. И эта слава держалась за ним более двух веков, до тех пор пока её не обратили во прах русские моряки.
Который каждый год бросал в море золотое обручальное кольцо, заслужив от соратников прозвище «Обручённый с морем»
Расскажем так же и о соратнике и первом помощнике Хайр Ад Дина, еврее по имени Синан Макавист, который умел как то хитроумно прокладывать курс эскадры, используя приклад арбалета.
Который, уже после смерти Хайр Ад Дина, спасёт власть турок над Средиземным морем после страшного разгрома у мыса Лепанто.
И который возглавит флот султана в знаменитом походе в Индийский океан против португальцев.
Итак: время действия – 16 век.
На Руси в то время на престол вступает Иван Грозный. А Османской империей правит султан Сулейман Великолепный.
При нём Османская империя достигает зенита своего могущества и славы. У ней самая сильная в мире армия, самое совершенное в мире государственное управление. Самое развитое в мире образование.
Сулейман говорит: «Мусульмане должны быть образованней тех народов, которых покоряют» И мусульманская наука при нём достигает своего второго и, пока, последнего рассвета.
А место действия: Средиземное море, за которое турки спорят с католиками.
Если посмотреть на карту этого моря, то можно убедиться, что оно отнюдь не представляет открытого пространства. Оно перегорожено барьерами островов и имеет рукава, глубоко вклинивающиеся в сушу. На все это претендовали те или иные государства. До Сулеймана Мехмет Завоеватель посылал корабли в Эгейское море. Султан Селим направлял флот из галер, чтобы контролировать восточную часть Средиземноморья. Венецианцы, помимо владения бесплодным островом Закинф и цветущим Корфу, все еще считали себя хозяевами длинного морского рукава — Адриатики.
Западнее Средиземное море вытягивается в узкую кишку, поперек которой острова Мальта и Сицилия (от мыса Бон на африканском побережье до оконечности Италии) брошены словно камни для перехода пролива между двумя континентами. По другую сторону этого барьера лежит западная половина Средиземноморья со скалистыми островами Сардиния и Корсика, а также цепью Балеарских островов. На это претендовал Карл Пятый как император Священной Римской империи и особенно как король Испании. Вплоть до Гибралтара западная половина Средиземного моря считалась испанской. Так далеко не забирался ни один турецкий корабль, да это казалось и невозможным.
Вдоль африканского побережья сложилась вековая неприязнь к расположенной за морем на севере Европе. Обитатели пустынь, переселившиеся на африканское побережье, всегда считали своими врагами тех, кто находился по другую сторону моря,. В раннюю эпоху на африканском царила Римская империя, а за ней Византия. В городке Хиппо святой Августин писал свой труд «Город солнца», философы облюбовали Александрийскую библиотеку. Затем нашествие арабов выбросило эти остатки античной цивилКарл Пятыйизации через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Оно принесло европейским варварам того времени вместе с Арабским халифатом, который владел и Испанией, труды Аристотеля, античную науку и богатства Азии, стимулируя здесь расцвет культуры в XIII веке.
Богатства Халифата, как магнит манили европейских завоевателей. Одна за другой уходили к африканскому побережью вооруженные католические флотилии.
Святой Людовик погиб в развалинах Карфагена, осаждая бухту Туниса. Жестокость европейцев подпитывалась свирепостью религиозной войны, которая оставила в наследство обитателям берегов Средиземного моря пиратство и рейды флотилий. Они грабили местное население и захватывали пленников, чтобы сделать из них гребцов на галерах.
На какое то время наступило затишье и города африканского побережья погрузились в негу и покой.. Некогда могущественные халифаты превратились в семейные кланы, правившие в небольших процветающих портовых городах. Арабы и берберы вели прибрежную торговлю, кочую вдоль моря.
Всё это опять провалилось в кровавую кашу войны, в тот самый год когда Колумб вернулся из-за океана. Два монарха будущего испанского королевства Фердинанд и Изабелла завоевали Гренаду. Испанские мавры бежали в Африку.
Затем испанцы высаживаются в северной Африке, начиная захват богатых прибрежных городов. Со своих каравелл и галеонов испанцы высадились на побережье , особенно много в Алжире, выгрузили лошадей и пушки, чтобы быть во всеоружии. Таким завоевателям, закованным в броню, прекрасно вооружённым и обученным, мавританские беглецы и местные берберы могли противопоставить только свой гнев. Со своими легкими фелюгами они были бессильны против европейских пришельцев и могли лишь нападать из засады на испанские конвои.
Но на звуки войны, как грифы на падаль, стали слетаться морские разбойники. Они были отважны, безжалостны и не имели ничего общего с местным населением кроме веры и ненависти к испанцам, которые прикрывали свои тела железными доспехами и истребляли поголовно местное население с помощью пороха и свинца.
Одним из таких разбойников и был Хайр Ад Дин. Призванный в Алжир, чтобы спасти его от испанцев, он не только сделал это, но и умудрился стать фактически повелителем Алжира.
Он был родом из албанской семьи. И семья эта была пиратской. В четыре года Хайр Ад Дин ушёл в море, чтоб с тех пор не расставаться с ним. Когда его старший брат погиб в морском бою с испанцами, Хайр Ад Дин унаследовал его небольшую эскадру и повёл её на Запад.
Он был плотного телосложения. Имел окладистую рыжую бороду за, что его называли Рыжебородый. Он слыл добродушным, но во гневе не знал удержу. Хорошо знал море, предвосхищал приближение ураганного северного ветра Бора. Безошибочно находил путь среди песчаных отмелей и умел прятать свои корабли в бухтах.
Очень скоро, после ряда дерзких набегов, его имя стало обрастать легендами по всему побережью Средиземного моря.
Так однажды его небольшую эскадру перехватила испанская флотилия из тридцати пяти галер, посланная специально для охоты за Рыжебородым.
Хайр Ад Дин толкнул пламенную речь перед испанскими моряками. Описал прелести свободной пиратской жизни. И был так красноречив, что испанцы, побросав своих офицеров за борт, присоединились к нему.
В то время испанцы владели островом Пьенон де Алжир, закрывающим вход в алжирскую бухту. Хайр Ад Дин долго осаждал его. Однажды он узнал, что на помощь осаждённым идёт крупная испанская эскадра. Рыжебородый решает дать ей бой.
И придумал хитрость. Его галеры начинают регулярно подходить к берегу острова, ведя непрестанный обстрел испанцев. Это вынудило обороняющихся построить множество волнорезов в сторону моря, чтоб держать пиратский флот подальше. А дальше случилось то, над чем затем смеялось всё средиземноморье. Подошедшая испанская эскадра попросту не узнала видоизменённый земляными работами остров. Решив, что они сбились с курса, испанцы стали в поисках рыскать вдоль побережья, где в одной из бухт попали в засаду флотилии Хайр Ад Дина и были разгромлены.
На своих галерах Хайр Ад Дин, вопреки общераспространённому правилу, никогда не держал рабов. На вёслах у него сидели свободные моряки. Это давало ему преимущество в живой силе в абордажном бою, ибо его гребцы в абордажной схватке участвовали, а гребцы противника нет.
В Испании того время фанатик Карл Пятый начинает гонения против оставшихся в стране мавров и марранов ( крещёные евреи).
Хайр Ад Дин выступает на помощь этим гонимым. Он обрушивается как ураган на испанское побережье. Разоряет порты, монастыри и гарнизоны. И вывозит мавров и марранов к себе в Алжир. Всего он вывез из Испании, спася от верной смерти около ста тысяч мавров и марранов.
Ненавидевшие испанцев, так же как и сам Хайр Ад Дин эти люди стали основой экипажей его разросшейся флотилии и сильно поспособствовали экономическому развитию Алжира, в то время владению Хайр Ад Дина. В Алжире, благодаря им, как грибы после дождя растут стеклодувные, литейные, оружейные мастерские. Строится крупная корабельная верфь. По существу, прямо напротив Испании начинает возникать крупное пиратское государство. Причём , в отличии от Испании, абсолютно веротерпимое. Там вообще никого не интересовало, какой ты нации или какому Богу молишься.
Терпеть такое испанцы не в силах . Знаменитый испанский адмирал Андреа Дориа получает приказ короля: «Стереть с лица земли».
Очень необычное изложение истории. Но читать интересно. Захватывает 🙂
Должно быть 🙂 Однако какой удар по антисемитам !!
Надеюсь будет продолжение.